Минтай не видит других берегов. Росрыболовство ищет варианты сбыта скопившейся рыбы

В Росрыболовстве продолжают изучать варианты для сбыта избытков минтая, которые образовались из-за закрытия китайского рынка. Помимо закупочных интервенций предлагается направить часть улова в Северный бассейн, а также в центральные регионы РФ. Но дополнительное предложение на внутреннем рынке может обрушить цены, которые уже на треть ниже уровня прошлого года.

Избыток минтая на Дальнем Востоке, который сформировался из-за проблем с экспортом, могут поставить на север и в центральную часть РФ. Это обсуждалось на совещании у замглавы Росрыболовства Петра Савчука 27 января, рассказали «Ъ» в Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС, объединяет операторов рефрижераторных контейнеров). По словам президента АСОРПС Михаила Синева, сегодня на Дальнем Востоке находится 1 тыс. свободных контейнеров. Глава «Агентства Рефперевозки» Ильдус Халиков подсчитал, что мощностей хватит для перевозки 250-300 тыс. тонн минтая. Но заявок от рыбаков пока нет, уточнил гендиректор «Владрефтранса» Евгений Кононенко.

Проблемы с реализацией у рыбопромышленников возникли еще в декабре, когда основной импортер – Китай – из-за пандемии COVID-19 закрыл для российской рыбы последний порт Далянь. С 14 января китайская сторона уведомила о полном закрытии границ.

Частично экспорт был переориентирован в Южную Корею. Но поставки туда также под угрозой.

По словам управляющего ГК «Доброфлот» Александра Ефремова, 26 января самый крупный корейский порт Пусан – единственный аккредитованный для перевалки рыбы в Китай – частично приостановил работу. В Росрыболовстве, впрочем, заявили «Ъ», что отгрузки через Пусан возобновлены. Совокупно на КНР и Южную Корею приходится до 70% российского экспорта рыбы, который Минсельхоз в 2020 году оценивал в $5,2 млрд.

Как российской рыбе перекрыли Китай

По данным АСОРПС, на рефрижераторных судах на Дальнем Востоке остаются свободными емкости для хранения 55 тыс. тонн продукции, а холодильные мощности – на 70 тыс. тонн. Объем может быть заполнен уже к 15 февраля, подсчитали в АСОРПС. По данным Росрыболовства, с начала года по 25 января рыбаки выловили 141,5 тыс. тонн минтая, что на 18,8% меньше, чем годом ранее.

Переориентация поставок – не единственный вариант решения проблемы. Глава Росрыболовства Илья Шестаков поддержал предложение Всероссийской ассоциации рыбопромышленников по организации рыбных интервенций, чтобы стимулировать спрос со стороны бюджетных учреждений (см. «Ъ» от 20 января).

В Росрыболовстве 28 января подтвердили, что принимают меры по переориентации поставок продукции из минтая на рынки РФ и других стран, а также продолжают вести работу по восстановлению отгрузок в КНР.

Замглавы УК «Норебо» Сергей Сенников говорит, что оптимальный способ доставить минтай в европейскую часть РФ – Севморпуть. По его словам, при наличии свободных перерабатывающих мощностей продукцию можно было направить как на внутренний рынок, так и на экспорт в обход КНР. Но глава Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк сомневается, что есть смысл везти на далекое расстояние такой относительно дешевый ресурс, как минтай: «Тем более что фабрики на севере не приспособлены для переработки этой рыбы».

Как с избытком минтая было предложено бороться госзакупками
Проблема со сбытом тем временем уже негативно сказывается на доходах рыбопромышленников. По словам Александра Ефремова, сейчас тушка минтая без головы стоит 72 руб. за 1 кг, тогда как обычно – 100 руб. за 1 кг. В «Ленте» рассказали о снижении цен на эту рыбу примерно на треть год к году, в «Магните» стоимость продукции сократилась на 28% относительно прошлого января, в сети «Верный» – на 37%.

При увеличении предложения на внутреннем рынке поставщикам придется и дальше снижать цены, указывает господин Сенников.
Советник гендиректора Русской рыбопромышленной компании Савелий Карпухин, считает, что ситуация демонстрирует уязвимость сложившейся сырьевой модели: «Закрытие всего лишь нескольких азиатских портов поставило под удар всю отрасль». По его оценкам, рыбопромышленники недополучают 20-30% потенциальной стоимости экспорта из-за фокуса на производства сырья низкой степени переработки, а качественное изменение ситуации возможно только при обновлении флота.

Источник: Коммерсантъ