Обилием и разнообразием рыбной продукции торговля сегодня не слишком-то балует. Но это не значит, что промышленное рыболовство идет на спад – напротив, в последние годы отрасль крепнет. В бассейнах Северо-Западного округа добыча рыбы в нынешнем году может вырасти на 3 – 5% по сравнению с прошлогодним уровнем (146,7 тыс. тонн), а по производству аквакультуры, то есть выращенной рыбной продукции, рост составит около 5%. По этому показателю лидирует Карелия, обеспечившая 21,2 тыс. тонн промысловых пород рыб, следом идет Ленинградская область (7,8 тыс. тонн форели, карпа, осетра, сиговых и лососевых пород), а в целом по федеральному округу объем выращенной рыбы в прошлом году превысил 30 тыс. тонн и продолжает расти.
Еще недавно масштабы промышленного рыболовства трудно было в точности оценить – многие хозяйства вели дела, забывая о разрешительных документах и налоговых обязательствах. Особенно в глухих, далеких от государева ока местах. Но если гора не идет к Магомету, он сам отправляется к ней: сотрудники Росрыболовства «пошли в народ», чтобы просвещать и помогать оформлять бумаги. Полутеневой промысел удалось таким образом легализовать, создавая рыболовецкие бригады, звенья и артели на вполне законных основаниях.
В прошлом году по округу было распределено свыше 200 рыбопромысловых участков и выдано 3265 разрешений на добычу определенных пород рыб в точно указанных объемах и сроках.
Благодаря аукционам, которые в очередной раз продемонстрировали ажиотажный спрос на договорное пользование такими участками, в бюджет Ленобласти поступило 2,5 млн рублей.
При этом говорить, что с браконьерством покончено раз и навсегда, преждевременно: в тихих омутах случается всякое. На «потаенных» рыбаков обрушиваются рейды, в которых принимают участие общественные инспектора. А еще в такие проверки вовлекают представителей разных правоохранительных служб, дабы на корню пресечь саму возможность коррупционных соглашений. Меняется и региональное законодательство (правительство Ленобласти, к примеру, утвердило тарифы, по которым рассчитывают ущерб от незаконного промысла), вследствие чего в судах удается выигрывать уже порядка 75% рассматриваемых дел.
Ну а в целом правосознание этого бизнеса растет – ему уже больше присущи цивилизованные методы работы. В частности, той, которая касается производства аквакультуры. Тягаться с Карелией, рыболовецкой столицей Северо-Запада, в этом отношении пока сложно. Но программа по выращиванию биоресурсов затронула все регионы округа, помогла привлечь инвестиции, а главное – приступить к созданию на базе одного из карельских предприятий мощного селекционно-генетического центра.
Опираясь на собственные технологии и используя «доморощенный», а не приобретенный материал, можно совершить в воспроизводстве водных биоресурсов настоящий рывок, утверждают знатоки. В то же время урон, который наносит водным объектам и их обитателями строительно-хозяйственная деятельность, удается компенсировать благодаря искусственному воспроизводству.
В рамках соответствующего госзадания и «компенсационной» программы в водоемы округа, имеющие рыбохозяйственное значение, специалисты выпустили в 2016-м свыше 22 млн молоди и личинок сиговых, лососевых, осетровых пород рыб, миноги и т. д. Почти вдвое больше, чем в предшествующем году.
Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. «Если учесть, что после возрождения отрасли начинать приходилось практически с нуля, то это немало», – считает Денис Беляев, руководитель Северо-Западного территориального управления (СЗТУ) Росрыболовства.
Увеличить популяцию многих ценных пород до промышленных масштабов сегодня непросто. Тем не менее дело движется – «статус» промысловой рыбы, по некоторым оценкам, снова обрел сиг. Ни один значимый проект в последние годы, включая строительство Западного скоростного диаметра и сооружение газопроводной магистрали по дну Балтийского моря («Норд Стрим-1»), не обходится без экологической экспертизы и корректировки документов. В районе Невской губы работу по компенсации ущерба проводят РЖД, Росморпорт, компания «Балтийский берег», БалтМостСтрой, «Российские автомобильные дороги» и др. Это позволяет сохранять баланс водных ресурсов, поддерживать биоразнообразие в местах упорного наступления на природу.
Между тем есть вопросы и к работе «Водоканала СПб», добавляет Денис Беляев. На Неве имеются заградительные устройства, не позволяющие рыбе гибнуть при заборе воды, а вот на органике – фитопланктоне, бентосных (придонных) организмах – это сказывается негативно. Необходимо изменить концепцию экологической безопасности на водоемах, рыбоохранное значение которых велико (в Год экологии это особо уместно), решили в СЗТУ – и приступили к формированию нового крупного проекта по воспроизводству биоресурсов. Кстати, само Северо-Западное управление существенно выросло после объединения с Двинско-Печорским: теперь оно охватывает еще и Архангельскую область, Республику Коми и Ненецкий автономный округ.
К некоторым регионам округа соседние страны проявляют большой интерес – здесь надо упомянуть в первую очередь укрепившиеся российско-финские связи. При обсуждении возможной совместной работы (воспроизводство биоресурсов, экологический мониторинг, рыбоохранные проверки) выяснилось, что едва ли не самое востребованное направление такого сотрудничества – создание баз отдыха для рыбаков в приграничных районах. Ведь у финнов большой опыт зарыбления водоемов и создания рекреационных зон. Не исключено, что такой проект стартует уже в текущем году.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости