Траулер ищет, где глубже
Рыболовецкий флот обновляется
Совсем недавно в Выборге начато строительство первого траулера для Архангельского тралового флота. Всего их планируется построить четыре, причем с использованием принципиально нового механизма инвестиционных квот. О том, как будет работать этот инструмент и как он поспособствует обновлению рыбопромыслового флота, “РГ” рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук.
Петр Степанович, как реализация механизма инвестквот поможет отрасли?
Петр Савчук: Он должен стимулировать инвестиции в обновление производственных мощностей рыбопромышленного комплекса. Его внедрение продиктовано сложившейся ситуацией в отрасли: материально-техническая база сильно изношена и нуждается в модернизации. Это необходимо для того, чтобы избежать стагнации. Да, отраслевые показатели сейчас растут, но это скорее инерционный рост.
Ранее, в 2008 году, когда доли квот впервые были закреплены за рыбопромышленниками на долгосрочный период – 10 лет, регулятор предполагал, что держатели квот будут вкладываться в свое развитие, имея такие гарантии. Но ожидания не оправдались. В преддверии очередного перезаключения договоров пользования национальным ресурсом (2019 год) уже на 15 лет мы внесли изменения в отраслевой закон, предусмотрев стимулирование нематериальными активами финансовых вливаний. Это своеобразное ноу-хау. Квоты, выделяемые на инвестиционные проекты – новые суда и перерабатывающие фабрики, должны сократить срок окупаемости и облегчить строительство затратных объектов, как, например, крупнотоннажные суда.
Механизм инвестквот даст импульс обновлению мощностей рыбопромышленного комплекса
Как конкретно этот механизм будет работать?
Петр Савчук: Новый вид господдержки подразумевает выделение 20 процентов от общего допустимого улова на строительство современных судов на российских верфях (15 процентов) и береговых перерабатывающих предприятий (5). Правительством утверждены все необходимые подзаконные акты, регламентирующие механизм действия квот на инвестиционные цели. Определены порядок распределения, требования к объектам инвестиций и инвесторам, перечень водных биоресурсов, выделяемых под инвестквоты.
Объекты промысла, задействованные в программе, условно разделены на четыре блока. Первый – минтай и сельдь на Дальнем Востоке; второй – дальневосточные треска, кальмар, палтус, макрурус, терпуг и камбалы; третий – треска и пикша в Северном бассейне; четвертый – крабы. Квоты минтая и сельди будут выделяться под строительство траулеров длиной свыше 80 метров. Суда должны быть оборудованы линиями по производству филе и фарша, полной переработке отходов. Для заводов установлены минимальная производственная мощность и требования к продуктовому ряду. Для дальневосточной разнорыбицы предполагается строить мало- и среднетоннажные суда и заводы небольшой мощности. В этом случае требования к глубокой переработке отсутствуют.
Для Северного бассейна требуется строительство среднетоннажных судов длиной свыше 55 метров, а также предусмотрено выделение квот на малотоннажные суда-свежьевики и заводы небольшой мощности. Для каждого типа объектов инвестиций в соответствии с их профилем рассчитан свой пакет инвестквот. Выделяемая квота составит от 30 до 50 процентов годовой мощности объектов по вылову или переработке сырья. Расчеты показывают, что такие объемы необходимы для окупаемости проектов в течение 10 лет.
В какой мере механизм инвестквот поспособствует обновлению нашего рыболовецкого флота и повышению его конкурентоспособности?
Петр Савчук: Если оперировать финансовыми показателями, то, по нашим оценкам, реализация механизма инвестквот позволит привлечь в отрасль не менее 200 миллиардов рублей с 2017 по 2022 год, что более чем в 2 раза превышает совокупный объем инвестиций за последние 5 лет. В результате будет построено свыше 100 судов и не менее 10 крупных береговых заводов, что увеличит годовой вклад рыбохозяйственной отрасли в ВВП страны более чем на 50 миллиардов рублей. В ближайшие 5-7 лет планируется введение в эксплуатацию не менее 50 единиц флота с суммарной производственной нагрузкой по вылову около 2 миллионов тонн. В общей сложности с помощью инвестквот будет обновлено 40 процентов отечественного флота с точки зрения мощности.
На сегодня более 80 процентов рыбопромысловых судов имеют срок эксплуатации свыше 25 лет, флот в целом не соответствует современным требованиям ни по эффективности, ни по безаварийной эксплуатации. Разница в работе новых и переоборудованных судов будет очевидна при добыче в одном районе. Это другой объем вылова и переработки, другая экономика. Требования к большинству проектов – безотходное производство и выпуск продукции с высокой степенью переработки.
Да, рыбаков часто упрекают, что они продают либо необработанную рыбу, либо рыбопродукты примитивной степени обработки. Много ли у нас судов с безотходным производством, так сказать, консервных заводов на плаву? Строящиеся в Выборге суда будут именно такими?
Петр Савчук: Выборгский судостроительный завод обязуется построить “под ключ” четыре рыболовных траулера-процессора. Каждое судно будет оснащено современным траловым комплексом последнего поколения, что позволит осваивать донные промысловые объекты, пелагические виды рыб, креветку в Северном, Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах, а также других районах Мирового океана. Эти рыболовные морозильные траулеры станут одними из самых крупных судов донного промысла в Северном бассейне. Помимо внушительных размеров они будут иметь ледовый класс, что увеличит эффективное время ведения промысла, автоматизированную фабрику для изготовления филе на борту, рыбомучную установку, оборудование для производства рыбьего жира, консервную фабрику, то есть все, что необходимо для выпуска готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме этого, судна будут оснащены грузовыми кранами, траловым комплексом и системой автоматической паллетировки продукции в трюме – это сократит время выгрузки уловов. Именно на реализацию подобных проектов мы рассчитываем с помощью механизма инвестквот.
Но еще 5 процентов квот выделяется на переработку, нам не хватает мощностей на берегу?
Петр Савчук: Дело даже не в количестве, а в качестве. Мы нацелены на изменение структуры переработки.
Инвестквоты направлены на поддержку строительства высокотехнологичных, эффективных рыбоперерабатывающих заводов и фабрик. Именно при эксплуатации таких объектов планируется в среднем в два раза увеличить добавленную стоимость с тонны уловов. На сегодня, например, по минтаю показатель операционной прибыли добычи находится на уровне 300-400 долларов на тонну. Это довольно низкая цена для основного объекта промысла и главного экспортного вида водных биоресурсов. Выстраивание полной цепочки производства пищевой рыбной продукции, включая переработку отходов, позволит увеличить этот показатель как минимум до 800-900 долларов, что уже практически соответствует мировой практике.
Общий объем инвестиций только в рыбоперерабатывающие фабрики оценивается примерно в 20 миллиардов рублей, совокупная производственная мощность новых предприятий – 400 тысяч тонн сырья, из них 300 тысяч тонн предполагается перерабатывать на Дальнем Востоке, остальные 100 тысяч тонн “распределятся” по другим регионам.
Насколько наша береговая инфраструктура готова к повышению объема вылова и переработки?
Петр Савчук: Отправная береговая точка – рыбные порты. Нам необходимо предложить рыбакам лучшие условия по обслуживанию судов на российском берегу. Пока мы не можем конкурировать с сервисом того же Пусана или других азиатских портов.
Но рассчитываем кардинально изменить ситуацию. В конце апреля приказом минсельхоза утверждена разработанная Росрыболовством Стратегия развития морских рыбных терминалов. Мы ушли от концепции создания одного крупного логистического кластера в Приморье: эффективнее и с экономической точки зрения, и с точки зрения удобства распределения грузопотока создание сети терминалов по обслуживанию рефрижераторных контейнеров.
Система предполагает строительство во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском современных холодильников с температурным режимом хранения не выше минус 25 градусов. При этом температура должна сохраняться и при транспортировке до розничной точки. Это позволит увеличить сроки хранения рыбной продукции с нынешних 4-5 месяцев до 8-12 месяцев.
Дальнейшее выстраивание цепочки поставки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы России предполагает создание в больших городах вдоль Транссиба крупных оптово-распределительных центров, в том числе в Новосибирске, Екатеринбурге, Москве. Это откроет возможности для дальнейшей дистрибуции контейнеров с рыбопродукцией автотранспортом непосредственно в торговые сети, позволит уменьшить число перекупщиков и положительно отразится на розничной цене.
В комплексе мы ожидаем, что программа государственной поддержки обновления флота и инфраструктуры, а также реализация актуализированной Стратегии развития рыбопромышленного комплекса до 2030 года позволит перейти на качественно новый уровень развития российской рыбной отрасли.
Подробнее: Российская газета