Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с Кодексом торгового мореплавания осуществляет государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.
С 2013 года государственная работа по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота путем несения дежурства спасательных, пожарных и водолазных судов в заданной готовности к проведению спасательных операций в районах промысла при осуществлении рыболовства возлагается на образованные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 580-р федеральные государственные бюджетные учреждения «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (далее – ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР») и «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (далее – ФГБУ «Северный ЭО АСР»), осуществляющих свою деятельность в соответствии с Государственными заданиями, решая, в том числе, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота.
ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» реализуют свои полномочия в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также Уставами учреждений, утвержденными приказами Росрыболовства от 25 мая 2013 г. № 486 и № 484 соответственно.
29 октября 2015 г. начал действовать приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2015 г. № 166 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 «О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения» (Зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2015 г. регистрационный № 39331), в соответствии с которым ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» уполномочены на проведение освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения (МКУБ).
В 2016 году проведена следующая работа:
1. Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.
2. Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.
3. Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных, межведомственных и международных учениях по поиску и спасанию людей на море.
4. Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
5. Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.
6. Мероприятия в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с их освидетельствованием на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ).
7. Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
Спасательные суда ЭО АСР в 2016 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания.
Выполнение Государственного задания в 2016 году:
a. ФГБУ «Северный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2016 год | 1.01.2016 – 31.12.2016 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 732 | 763 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 1236 | 1205 |
ИТОГО (судосуток) | 1968 | 1968 |
b. ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2016 год | 1.01.2016 – 31.12.2016 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 723 | 723 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 1655 | 1655 |
ИТОГО (судосуток) | 2378 | 2378 |
В 2015 году проведена следующая работа:
- Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.
- Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.
- Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных, межведомственных и международных учениях по поиску и спасанию людей на море.
- Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
- Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.
- Мероприятия в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с их освидетельствованием на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ).
- Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
- Спасательное судно ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» оказывало помощь по поиску и доставке на берег членов экипажа затонувшего рыболовного судна «Дальний Восток».
Спасательные суда ЭО АСР в 2015 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания. Было списано судно ФГБУ «Северный ЭО АСР» МСБ «Бесстрашный».
Выполнение Государственного задания в 2015 году:
a. ФГБУ «Северный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2015 год | 1.01.2015 – 31.12.2015 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 740 | 742 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 1601 | 1599 |
ИТОГО (судосуток) | 2341 | 2341 |
b. ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2015 год | 1.01.2015 – 31.12.2015 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 149 | 149 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 587 | 587 |
ИТОГО (судосуток) | 736 | 736 |
По состоянию на 31 декабря 2015 г. зафиксировано 49 аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота.
В 2015 году происшествий, связанных с гибелью членов экипажа избежать не удалось. По информации по линии оперативных дежурных службы наблюдения за флотом ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» в 2015 году погибло или пропало без вести 87 членов экипажа судов рыбопромыслового флота (в 2014-м – 13 человек).
Статистика аварийно-спасательных операций по оказанию помощи судам рыбопромыслового флота
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
23 | 37 | 22 | 26 | 23 |
Состав ФГБУ «Северный ЭО АСР»
№ п/п | Название судна | Год постройки | Нормативный срок эксплуатации |
1 | ЛСС «Стахановец» | 1978 | 2003 |
2 | МСБ «Пурга» | 1974 | 1999 |
3 | МСБ «Микула» | 1980 | 2005 |
4 | МСБ «Мурманрыба» | 1979 | 2004 |
5 | МСБ «Атрия» | 1985 | 2010 |
6 | МПС «Часовой» | 2002 | 2027 |
Состав ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»
№ п/п | Название судна | Год постройки | Нормативный срок эксплуатации |
1 | ЛСС «Справедливый» | 1980 | 2004 |
2 | ЛСС «Суворовец» | 1980 | 2004 |
3 | ЛСС «Сибирский» | 1980 | 2004 |
4 | МСБ «Капитан Клюев» | 1974 | 2000 |
5 | МСБ «Преданный» | 1980 | 2004 |
6 | МСБ «Юрий Орленко» | 1975 | 2001 |
7 | ВРД «1189» | 1980 | 2004 |
8 | МПС «Дозорный» | 2002 | 2027 |
Текущее техническое состояние аварийно-спасательного флота, необходимость нахождения его в постоянной готовности и постоянного присутствия спасательных судов в районах промысла Дальневосточного и Северного бассейнов, снижение объемов финансирования, связанных со сложившейся экономической ситуацией в стране, обостряет вопросы ремонта, модернизации и обновления флота ЭО АСР.
В 2014 году проведена следующая работа:
- Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.
- Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.
- Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных («Северный ветер-2014») межведомственных (с силами и средствами Северного флота) и международных учениях по поиску и спасанию людей на море («Баренцрескью-2014» и «НОУПАП Дельта-2014»).
- Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
- Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.
- Проведение мероприятий в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с применением требований Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ) в качестве международного стандарта при проведении промысловых операций и практической работы по обеспечению безопасной эксплуатации судов.
- Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
- Спасательное судно ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» оказывало помощь по поиску членов экипажа затонувшего корейского рыболовного судна Oryong-501.
Спасательные суда ЭО АСР в 2014 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания.
Выполнение Государственного задания в 2014 году
ФГБУ «Северный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2014 год | 1.01.2014 – 31.12.2014 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 375 | 740 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 2180 | 1815 |
ИТОГО (судосуток) | 2555 | 2555 |
ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:
Режим по государственному заданию на 2014 год | 1.01.2014 – 31.12.2014 | |
по плану | фактически | |
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток) | 941 | 941 |
Подготовка к выходу в море (судосуток) | 1979 | 1979 |
ИТОГО (судосуток) | 2920 | 2920 |
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» подпрограммой № 4 «Охрана и контроль» установлен процент снижения числа аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота (к уровню 2011 года). Так, в 2014 году запланировано снижение на 11,1% (от 72 аварийных случаев в 2011 году – до 64 аварийных случаев к концу 2014 года).
Вместе с этим по состоянию на 31 декабря 2014 г. зафиксировано 46 аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота. Таким образом, снижение числа аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота составляет 37,5%.
В 2014 году происшествий, связанных с гибелью членов экипажа избежать не удалось. По информации по линии оперативных дежурных службы наблюдения за флотом ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» в 2014 году погибло или пропало без вести 13 членов экипажа судов рыбопромыслового флота (в 2013 году – 32 человека).
Статистика аварийно-спасательных операций по оказанию помощи судам рыбопромыслового флота
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
25 | 23 | 37 | 22 | 26 |
Исходя из изложенного степень эффективности применения аварийно-спасательных судов (отношение проведенных спасательных операций к общему количеству аварийных случаев) составляет 54,3%.
Основными причинами аварийности судов рыбопромыслового флота по-прежнему остаются:
- несовершенство нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности мореплавания в части, касающейся судов рыбопромыслового флота;
- нарушение требований Устава службы на судах флота рыбной промышленности;
- нарушение правил судовождения и установленных приемов и способов управления судном;
- нарушение требований Положения о технической эксплуатации флота рыбной промышленности;
- изношенность судов рыбопромыслового флота.
Документы, отчеты, статистика
- Приказ Росрыборовства от 11 октября 2017 г. № 674 «О внесении изменений в Устав федерального государственного бюджетного учреждения “Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ”, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 25 июня 2013 г. № 486» (документ, просмотров: 2,
- Приказ Росрыборовства от 8 мая 2018 г. № 347 «О внесении изменений в Устав федерального государственного бюджетного учреждения “Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ”, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 25 июня 2013 г. № 484» (документ, просмотров: 0,
- Приказ Комитета Российской Федерации по рыболовству от 2 июля 1996 г. № 140 «Об организации аварийно-спасательного обеспечения рыбопромыслового флота» (документ, просмотров: 2,
- Положение о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (документ, просмотров: 4,
- Устав ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» (документ, просмотров: 1,
- Устав ФГБУ «Северный ЭО АСР» (документ, просмотров: 2,
- Аварийные случаи с судами рыбопромыслового флота в 2015-2018 годах (документ, просмотров: 10,