Отрасли нужны новые подходы
Возглавив отрасль в начале текущего года, Илья Шестаков заявил о необходимости сплоченной, усердной работы по всем вопросам, подчеркнув при этом, что основная цель – это переход на следующий этап развития отрасли. К теме повышения качества и улучшения координации в деятельности ведомственных структур он вернулся в своем выступлении и на мартовском заседании коллегии Росрыболовства. В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков обозначил суть поставленных ведомством задач.
– Илья Васильевич, в своем выступлении на заседании коллегии вы обозначили задачи, стоящие перед управлением отраслью на 2014 год, и акцентировали внимание на необходимости улучшения координации между центральным аппаратом, территориальными управлениями и подведомственными организациями. Означает ли это усиление исполнительской дисциплины, личной ответственности должностных лиц, новый взгляд на кадровую политику в ведомстве?
– Конечно, речь идет об усилении ответственности и дисциплины. Это касается всех подразделений как центрального аппарата, так и наших подведомственных организаций и территориальных управлений. В том числе мы говорили об этом на заседании коллегии. Территориальные управления не должны забывать, что они представители агентства на местах. От согласованной, скоординированной работы зависит оперативность и качество принимаемых решений.
Ожидать каких-то резких изменений в кадровой политике вряд ли стоит, но отдельные шаги мы уже предпринимаем. Недавно мы создали в Росрыболовстве комиссию для рассмотрения кандидатов на руководящие должности в территориальных органах Росрыболовства и наших подведомственных учреждениях. Комиссия оценивает профессиональные качества кандидата, и уже с учетом ее выводов принимается или не принимается решение о назначении. Также, конечно, будет проходить плановая переаттестация на соответствие занимаемым должностям.
– Перед отраслевой наукой поставлена задача по оптимизации расходов и в то же время по повышению качества ресурсных исследований. Такое возможно? Как вы оцениваете скрытый потенциал на этом направлении?
– Бесспорно то, что отраслевые НИИ решают очень важную задачу – проводят ресурсные исследования для оценки состояния запасов водных биоресурсов. Результаты этих исследований являются основой для установления общего допустимого улова по квотируемым видам и объемов рекомендованного вылова по водным биоресурсам, которые не регулируются путем установления ОДУ. Понятно, что эти исследования требуют штата высокопрофессиональных специалистов и включают в себя как дорогостоящие экспедиции, так и большую аналитическую работу на берегу.
К сожалению, надо отметить постоянное сокращение бюджетного финансирования на проведение ресурсных исследований в последние годы. По некоторым оценкам, недофинансирование экспедиций уже ведет к неосвоению около 250 тыс. тонн водных биоресурсов, причем только в российских водах. Поэтому нам всем сегодня необходимо провести качественную работу по обоснованию увеличения финансирования для науки. Но в то же время необходимо проанализировать экономическую эффективность использования средств, доводимых НИИ по линии Росрыболовства.
В настоящее время 40% доводимых до научно-исследовательских организаций средств идет на экспедиционные исследования, а 60% расходуется на обработку собранных материалов и обеспечение деятельности исследовательских организаций. Какие именно здесь скрыты резервы, сейчас сложно сказать, но нужно внимательно посмотреть на структуру расходов.
При этом, действительно, необходимо не снижать уровень проводимых исследований. Отмечу, имеется необходимость в более качественном регулярном сборе информации о запасах. Не в полной мере сейчас используются и возможности сбора биологических данных на промысловых судах. Институтам надо расширять присутствие своих сотрудников на промысле, активнее использовать данные автоматических комплексов по сбору информации, установленных на добывающих судах; спутниковые наблюдения.
Но, наверное, самой тяжелой проблемой все-таки остается состояние научно-исследовательского флота. Вы знаете, что сейчас в рамках реализации отраслевой госпрограммы разрабатывается ФЦП по развитию ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса до 2023 года. Мы рассчитываем, что ее принятие позволит нам помочь институтам начать решать накопившиеся проблемы, в первую очередь с обновлением исследовательского флота.
– Чем, на ваш взгляд, грешит нынешняя система получения цифр ОДУ? Почему ее нужно менять?
– Одна из проблем, которую нужно решить, – это наблюдаемые сегодня резкие скачки ОДУ. Мы видим, что в некоторых случаях они вызваны не объективными, природными, а субъективными факторами. Они могут быть связаны с отсутствием исследований, конечно, в том числе по причине недофинансирования, или с определенным давлением бизнес-структур.
Такие скачки отражаются на деятельности рыбодобытчиков. Необоснованное увеличение ОДУ создает риски того, что компании могут не освоить свои квоты. С другой стороны, занижение объемов приводит к упущенной выгоде предприятий, снижает общеотраслевые показатели. В связи с этим требуется тщательный анализ кардинальных изменений ОДУ в краткосрочных периодах. Возможно, нашим институтам следует рассмотреть целесообразность разработки планов управления промыслом, во всяком случае, для наиболее значимых единиц запасов. Необходимо дать научно обоснованные оценки по возможным колебаниям величины ОДУ на определенный период, три – пять лет, в зависимости от биологии популяции.
– Если конкурсные правила на получение рыбопромысловых участков (РПУ) рыбаками будут пересмотрены, в какой мере изменения коснутся действующих договоров?
– Усовершенствование процедуры проведения конкурсов не изменит условия уже заключенных договоров до окончания их срока действия. Напомню, что изменения в Правила, которые подготовлены Минсельхозом совместно с Росрыболовством, направлены на то, чтобы исправить положения, затрудняющие полноценную организацию конкурсов.
Основные изменения предполагают, с одной стороны, расширение доступа к конкурсам на РПУ, а с другой стороны – ужесточают требования по критериям, исключая возможность махинаций во время конкурсов. Например, предусматривается возможность участия организаций, не имеющих собственных производственных мощностей. По этому критерию будет просто ставиться «ноль». При этом по денежному критерию будет обязательным внесение существенного залога, чтобы исключить возможность использования разного рода схем с необеспеченными деньгами заявками.
Отмечу, что задача стоит сделать конкурсные процедуры более эффективными. Я приводил на заседании коллегии цифры: мониторинг использования РПУ показал, что 30% участков вообще не используются. В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении изменений в закон о рыболовстве с целью наделения органов государственной власти полномочиями по расторжению договоров о предоставлении РПУ в том случае, если на нем не осуществлялась деятельность, предусмотренная условиями такого договора.
Сейчас в целом проводится анализ того, что же, собственно, стимулирует система предоставления участков в долгосрочное пользование. Где-то эффект имеется, и довольно значительный, но во многих регионах он, как мы видим, отсутствует. С этим предстоит разбираться в ближайшее время.