Уважаемый Николай Васильевич! Уважаемые участники Коллегии!
За первый квартал 2014 года вылов водных биоресурсов составил 1279,4 тыс. тонн, что на уровне прошлого года.
По оперативным данным, показатели вылова на 1,5% ниже уровня прошлого года. Но есть понимание, как можем нарастить показатели – в том числе за счет осуществления промысла в экономической зоне Марокко, который, по сути, еще не начался.
В 2014 году объем добычи водных биоресурсов ожидается на уровне 4,24 млн. тонн, доля отечественной пищевой продукции на внутреннем рынке составит 78,2%.
Необходимо отметить, что рост вылова водных биоресурсов на сегодняшний день обеспечивается в основном за счет промышленного рыболовства, а не за счет продукции аквакультуры (товарного рыбоводства). Производство продукции промышленного рыбоводства в 2013 году составило 185,957 тыс. тонн (в 2009 году – 116 тыс. тонн), из них производство (выращивание) товарной рыбы и других объектов промышленного рыбоводства – 155,355 тыс. тонн и производство рыбопосадочного материала 30,602 тыс. тонн.
По предварительным данным Росстата, объем производства рыбы и рыбной продукции в первом квартале 2014 года составил 1034,4 тыс. тонн, что на 54,7 тыс. тонн меньше аналогичного периода прошлого года. Если данная тенденция сохранится по итогам первого полугодия, будем проводить углубленный анализ ситуации для принятия мер по решению данной проблемы.
По данным Росстата, объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации за первый квартал 2014 года составил 523,7 тыс. тонн, что на 66,5 тыс. тонн (11,3%) меньше аналогичного периода прошлого года. Объем импорта рыбной продукции в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 1,7% и составил 245,1 тыс. тонн.
Об отраслевой ФЦП
Одна из основных задач на этот год – обеспечение принятия федеральной целевой программы (ФЦП).
Следует отметить, что в настоящее время Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса» лишена инвестиционной составляющей. Инвестиционным элементом этого документа должна стать ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах и на период до 2023 года». Разработка и утверждение этого документа определены перечнем поручений Президента.
Необходимость принятия ФЦП продиктована наличием инфраструктурных проблем в рыбохозяйственном комплексе. Среди основных из них – высокий износ основных
фондов, в том числе портовых сооружений, флота, систем обеспечения безопасности и связи вызванный недофинансированием отрасли в прошлые годы.
Разработка концепции ФЦП ведется с прошлого года, и первоначальный вариант проекта концепции программы был внесен Министерством экономического развития Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.
Однако внесенный проект Концепции не был утвержден, и на площадке Правительства было принято решение о его доработке. В настоящее время мероприятия проекта ФЦП включены в подпрограмму отраслевой Госпрограммы, но, к сожалению, с нулевым объемом финансирования.
Президентом РФ поручено доработать и в июле утвердить ФЦП.
На сегодняшний день в рамках разрабатываемой ФЦП мероприятия структурированы по приоритетным направлениям, нацеленным на развитие инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли.
По направлению «Обеспечение эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов» планируется осуществить проектирование и строительство двух многофункциональных аварийно-спасательных судов для спасательных отрядов Северного и Дальневосточного бассейна; а также реконструкцию и техническое перевооружение береговых объектов Глобальной морской системы связи при бедствии в 7 субъектах Российской Федерации.
По направлению «Повышение качества государственного мониторинга и эффективности контроля добычи водных биологических ресурсов» планируется строительство двух патрульных судов для обеспечения государственного контроля в области охраны морских биологических ресурсов; внедрение системы электронного промыслового журнала, электронных разрешений и электронного таможенного декларирования; строительство, реконструкцию и техническое перевооружение информационных центров Отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью рыбопромысловых судов; создание технического комплекса информационной поддержки действий государственных инспекторов рыбоохраны при выявлении и пресечении правонарушений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также осуществить приобретение водных и наземных транспортных средств для обеспечения комплекса рыбоохранных мероприятий во внутренних водоемах.
По направлению «Развитие аквакультуры» планируется осуществить строительство и реконструкцию научно-производственных центров по созданию технологий аквакультуры; а также реконструкцию и техническое перевооружение гидротехнических сооружений и прудовых площадей селекционно-племенных центров пресноводной аквакультуры.
За счет строительства и реконструкции научно-производственных центров к 2023 году будут внедрены инновационные методы и технологии, повышающих эффективность сохранения, воспроизводства и разведения новых объектов аквакультуры.
По направлению «Сохранение и увеличение запасов водных биологических ресурсов» планируется завершить строительство и реконструкцию рыбоводных заводов, реализовать пилотные проекты строительства рыбоводных заводов на принципах государственно-частного партнерства в рамках софинансирования региональных значимых программ.
Реализация программных мероприятий позволит за счет прироста дополнительно обеспечить выпуск порядка 1,3 млрд. штук молоди водных биологических ресурсов в водные объекты рыбохозяйственного значении.
По направлению «Расширение ресурсной базы рыболовства» планируется осуществить проектирование и строительство научно-исследовательских судов для проведения ресурсных исследований в открытых районах Мирового океана, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и во внутренних пресноводных водоемах России, а также комплексную капитальную реконструкцию имеющихся научно-исследовательских судов. Реализация программных мероприятий к 2023 году позволит увеличить количество комплексных рыбопромысловых экспедиций, а объем разведанных запасов водных биологических ресурсов будет обеспечен на уровне не менее 6,5 млн. тонн в год.
По направлению «Комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов» планируется осуществить реконструкцию объектов федеральной собственности рыбных терминалов морских портов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, а также строительство базы научно-исследовательского флота и судов промысловой разведки.
Реализация программных мероприятий к 2023 году позволит реконструировать более 5 тыс. метров погонных причальных сооружений. Потенциальный объем перевалки грузов рыбными терминалами морских портов после реконструкции увеличится в два раза.
На реализацию мероприятий проектом концепции ФЦП за период 2015-2023 годы предусмотрены затраты федерального бюджета в размере 49 937,9 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
Мы прогнозируем, что реализация мероприятий, заложенных в проекте ФЦП, повлияет и на основные целевые показатели реализации Государственной программы.
Так, в утвержденной редакции Госпрограммы мы видим ожидаемое снижение основных показателей развития рыбохозяйственного комплекса в части добычи водных биоресурсов и объемах выпуска водных биологических ресурсов в объекты рыбохозяйственного значения. Но рассчитываем, что после реализации мероприятий, обозначенных в проекте ФЦП, произойдет улучшение основных показателей рыбохозяйственного комплекса.
Сейчас мы отрабатываем финальную стадию проекта программы для направления ее на согласование в заинтересованные ведомства.
Об аквакультуре
Одним из ключевых показателей работы отрасли, отраженным во всех программных документах, является насыщение отечественной продукцией внутреннего рынка. На сегодняшний день наибольшую долю в импорте рыбы Россией (22% всего импорта) составляет свежая и охлажденная аквакультурная рыба, что указывает на значительный объем этого сектора в нашей стране. Поэтому ключевым моментом для нас является реализация недавно принятого Закона об аквакультуре, включая разработку мер поддержки отечественных аквакультурных хозяйств и завершение формирования нормативной базы, регулирующей этот вид деятельности.
Разработка подзаконных актов в соответствии с перечнем поручений Президента должна быть завершена до ноября текущего года. В настоящее время из четырех постановлений
Правительством принято три, и один проект, согласованный всеми федеральными органами исполнительной власти, внесен в Правительство. Завершается работа по разработке приказов Минсельхоза и Росрыболовства.
Для динамичного развития аквакультуры в нашей стране необходимо привлечение значительных инвестиций в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов рыбоводной инфраструктуры, приобретение оборудования и внедрение новых технологий. Для этого нужно принять комплекс мер поддержки, включающий обнуление таможенных пошлин на рыбоводное оборудование, не имеющее аналогов в России, а также на рыбопосадочный материал и корма, закрепление приоритетного права пользования рыбоводными участками, в случае выполнения условий договора.
Кроме того, необходимо стимулировать привлечение кредитных ресурсов в отрасль товарного рыбоводства путем субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. Такие предложения были озвучены участниками конференции по вопросам аквакультуры, которую мы провели в Мурманске 20 мая этого года. По этим предложениям мы и намерены двигаться в ближайшее время.
Для формирования целостной картины по поддержке аквакультуры на всех уровнях Росрыболовством анализируются меры, принимаемые в субъектах Российской Федерации. Для повышения инвестиционной активности в этом направлении Росрыболовством совместно с Минсельхозом России разработаны Правила предоставления субсидий предприятиям аквакультуры для компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 3-х лет на приобретение кормов и рыбопосадочного материала (сейчас субсидируются кредиты, полученные на срок до 1 года, но по обращению ассоциаций предлагаем увеличить срок до 3 лет), а также на срок до 10 лет на инвестиционные цели, направленные на развитие этого направления.
Кроме проблем с товарным рыбоводством, за последние годы обострилась ситуация с искусственным воспроизводством. Сформированная в советский период система рыбводов очевидно перестала давать требуемый эффект. Из этих учреждений ушел ряд функций, а оставшиеся, в первую очередь связанные с воспроизводством рыбных запасов, выполняются «по старинке». В результате Государство не получает желаемого результата от ежегодно выделяемых средств на работу этих предприятий. В конце лета мы проводим совещание с подробным анализом деятельности рыбводов и по итогам этого совещания будем принимать решения по структуре и задачам предприятий.
Отдельного внимания требует рассмотрение сложившейся системы компенсационных мероприятий. Эти мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания установлены законодательно.
Вместе с тем, на практике имеются большие трудности при реализации юридическими лицами мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В настоящее время большинство юридических лиц, наносящих ущерб водным биоресурсам, не имеют собственных производственных мощностей для проведения указанных мер, не обладают необходимыми для проведения искусственного воспроизводства водных биоресурсов знаниями и не имеют возможности осуществлять самостоятельно меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. То есть они вынуждены нести ту нагрузку,
которая несвойственна для их основной деятельности. К тому же, это зачастую приводит к коррупционной составляющей.
Такая ситуация свидетельствует о неэффективности существующего механизма реализации мероприятий по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в целях компенсации ущерба, наносимого водным биоресурсам градостроительной и иной деятельностью.
Необходимо установить прозрачный механизм осуществления таких мер. Для этого мы сейчас готовим соответствующие изменения в законодательство.
О модернизации отрасли
Следующий большой пласт задач, поставленный перед нами Президентом – это стимулирование переработки (как в море, так и на берегу) и повышение отдачи с выловленной тонны биоресурсов.
В настоящее время разработаны и находятся на согласовании в федеральные органы исполнительной власти комплексы мер по стимулированию производства пищевой и иной продукции из водных биоресурсов с высокой степенью переработки и ее экспорта и по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов.
Среди мероприятий, предусмотренных указанными Комплексами предусмотрены мероприятия, направленные на отмену НДС для экспортеров продукции с высокой степенью переработки, дифференциацию ставок сбора за пользование водными биоресурсами в зависимости от степени их последующей переработки (речь идет именно о предоставлении дополнительных льгот для тех, кто будет поставлять рыбу на берег), налоговую амнистию судов, приобретенных или модернизированных на зарубежных верфях, повышение эффективности использования причалов, расширение существующих и освоение новых рынков сбыта рыбной продукции, в том числе продукции аквакультуры.
Комплекс мер по обеспечению населения качественной продукцией предусматривает повышение контроля за импортируемой в Россию рыбной и иной продукцией, популяризацию продукции отечественных производителей и установление для них преференций при поставке продукции для государственных нужд, создание инфраструктуры, позволяющей оптимизировать логистические издержки, принятие защитных мер в отношении импорта продукции из водных биоресурсов, поддержку аквакультуры путем развития производства отечественных кормов, субсидирования процентных ставок по кредитам, обнуления ставок ввозных пошлин на оборудование и посадочный материал.
О снижении административных барьеров
Ключевой составляющей планируемых нами мер развития отрасли является снижение административных барьеров при движении отечественной рыбной продукции, а также облегчение деятельности рыбаков на промысле.
Действующая нормативная правовая база в настоящее время не решает всех проблем, связанных с излишним администрированием со стороны государства и требует дополнительной доработки. Мной уже давались поручения по разработке регламентов Россельхознадзора и типового регламента для субъектовых ветеринаров. Надеемся, что
такое поручение также войдет в решение Коллегии для того, чтобы придать большую динамику процессу.
Отмечу, что необходимо разработать три документа: 1) административный регламент Россельхознадзора по проведению ветеринарного контроля на транспорте при перевозках подконтрольных грузов по территории Российской Федерации, 2) типовой Административный регламент ветеринарной службы субъекта Российской Федерации по проведению ветеринарного контроля на транспорте при перевозках подконтрольных грузов по территории Российской Федерации, 3) методику проведения исследований в сфере ветеринарии в Российской Федерации.
О реорганизации НИИ
Пятого мая текущего года Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение №742 преобразовании отраслевых НИИ, имеющих организационно – правовую форму ФГУП в государственные учреждения в форме ФГБНУ.
На прошлой неделе мы провели совещание с директорами отраслевых научно-исследовательских институтов по этому вопросу. На мой взгляд, мы достигли понимания. В настоящее время Росрыболовство прорабатывает все необходимые организационные процедуры для перехода всех отраслевых институтов в форму ФГБНУ с 1 января 2015 года. В целом предполагается централизация управления научной деятельностью в рыбной отрасли.
Одной из серьезных проблем, сдерживающих развитие отрасли, является субъективизм в оценке запасов и ОДУ. Ежегодно повторяется ситуация, при которой цифры ОДУ становятся камнем преткновения, создающим постоянную угрозу срыва сроков представления в Правительство Российской Федерации и на государственную экологическую экспертизу соответствующих материалов. При этом от института к институту цифровые показатели оценки запасов и ОДУ могут существенно меняться.
В связи с этим в качестве основного приоритета для наших НИИ определено формирование прозрачной системы в оценке запасов и выработка четких подходов к определению ОДУ.
Об историческом принципе распределения долей квот
Еще один из важнейших вопросов – это модернизация исторического принципа распределения долей квот и проработка предложений по продлению сроков закрепления долей квот, определение обоснованных сроков.
Мы запросили предложения у отраслевых ассоциаций и планируем провести большое совещание по этому вопросу с тем, чтобы обозначить основные приоритеты, и, исходя из итогов обсуждения, подготовить предложения по модернизации и развитию системы распределения долей квот по историческому принципу.
Спасибо за внимание!