Уважаемые организаторы и участники Конгресса!
Позвольте поприветствовать вас на гостеприимной Приморской земле. В очередной раз здесь, во Владивостоке, собрались представители отечественной рыбной отрасли и наши зарубежные коллеги для обсуждения проблем и перспектив развития рыболовства как у нас в стране, так и в мире.
В предстоящие два дня у нас имеется замечательная возможность рассмотреть многие злободневные вопросы, найти решения для улучшения ситуации в рыбной отрасли, обменяться опытом с рыбаками других стран. Конгресс в этом отношении является уникальной площадкой, на которой государственные структуры и бизнес встречаются для конструктивного обмена мнениями и выработки решений. Сегодня подобный диалог особенно необходим.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Доктриной продовольственной безопасности и иными стратегическими документами одной из важнейших задач рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации является укрепление продовольственной безопасности нашей страны и обеспечение населения высококачественной, экологически чистой отечественной рыбной продукцией.
Кроме того, российская рыбная отрасль вносит существенный вклад в систему глобальной мировой продовольственной безопасности. Так, Россия является нетто-экспортером рыбы и добавляет в международную торговлю около 800 тыс. тонн рыбной продукции (объем поставок за рубеж 1,8 млн. тонн, импорт – 1 млн. тонн по итогам 2013 года). Наш вклад значителен, но каждый из нас знает, что здесь есть значительные перспективы роста.
Сейчас на многих площадках идет обсуждение того, какие механизмы Государство может или должно задействовать с целью повышения эффективности от использования национальных ресурсов, какие в отрасли должны быть приоритеты, как сделать ее прозрачной, как привлечь дополнительные инвестиции.
Начну, пожалуй, с самого важного вопроса – «исторического принципа» распределения долей квот. Росрыболовство было и остается на позиции необходимости сохранения долгосрочного закрепления права на вылов в виде договоров на доли квот. Сейчас срок таких договоров составляет 10 лет. Данный период, с нашей точки зрения, может быть увеличен. Это возможно при том условии, что будут одновременно созданы условия для инвестиционной активности в отрасли, которая приведёт к росту вылова и производству рыбной продукции в нашей стране. Причем, это должно обеспечиваться не столько за счет административного регулирования, сколько за счет создания экономических стимулов развития.
На следующий период закрепления долей квот мы готовим сразу целый комплекс условий. Так, предлагается повысить с 50% до 70% порог необходимого освоения квот в течение двух лет подряд, при недостижении которого осуществляется принудительное прекращение права на добычу. При этом освоение квот должно осуществляться пользователями в течение двух лет подряд в объеме не менее 70% на судах, находящихся в собственности или в финансовом лизинге. Кроме того, будет законодательно запрещено дробление долей. Это позволит, наконец, решить вопрос с так называемыми «квотными рантье».
Существует также очевидная необходимость четкого определения прибрежного рыболовства, его целей и задач. С целью разграничения прибрежного и промышленного рыболовства предлагается нормативно закрепить размеры судов, которые могут использоваться для осуществления прибрежного рыболовства, одновременно запретив возможность перегрузки рыбной продукции в море. Такие требования к прибрежному рыболовству должны быть компенсированы приоритетностью установления прибрежной квоты перед промышленной.
При этом в 2018 году рыбопромышленники будут иметь право выбора, на какой вид рыболовства (прибрежное или промышленное) подавать заявки на закрепление долей квот на следующий период. Считаем, что прибрежное рыболовство должно регулироваться техническими характеристиками судов. При этом мы намерены реализовать на практике принцип единого промыслового пространства.
Также отмечу, что мы не намерены отдавать право на управление национальными водными биоресурсами иностранным компаниям, тем более тем, кто пытается обойти наше законодательство. В связи с этим будет законодательно предусмотрено установление дополнительного основания для принудительного расторжения договоров на доли квот в случаях, когда выявляется незаконное участие иностранного инвестора, то есть когда права на российское рыбодобывающее предприятие получены без согласования с Правительственной комиссией по осуществлению иностранных инвестиций.
Мы также будем вести последовательную работу, направленную на повышение глубины переработки рыбной продукции, производимой на наших добывающих и перерабатывающих предприятиях. Одна из задач – уйти от статуса экспортера рыбного сырья и нарастить долю продукции с высокой добавленной стоимостью в структуре поставок за рубеж и, конечно, увеличить поставки отечественной готовой продукции на наш собственный, внутренний рынок.
Для выработки политики мы провели ряд встреч и совещаний с крупными компаниями, ключевыми отраслевыми объединениями и администрациями ведущих с точки зрения рыбохозяйственной деятельности субъектов Российской Федерации, и получили поддержку большинства предложений.
Коллеги, рассматривая вопросы модернизации «исторического принципа», мы переходим с вами к определению целей в развитии рыбохозяйственного комплекса. Для Государства и бизнес-сообщества важно найти взаимоприемлемое и эффективное решение развития отрасли. Мы стремимся создать возможности и гарантии для стабильного и устойчивого функционирования отечественных рыбохозяйственных предприятий. Уверен, такие решения придадут положительный импульс развитию отрасли и наращиванию инвестиционной активности.
Рыбаками и представителями общественных организаций при утверждении Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса неоднократно высказывались замечания об отсутствии четко сформулированных целей и задач. Я отчасти согласен с этим мнением рыбацкой общественности – сегодня рыбохозяйственный комплекс России нуждается в уточнении целеполагания. Регулирование отрасли определяется целым рядом документов, разработанных в различных обстоятельствах, а государственная программа пока не имеет масштабной инвестиционной составляющей и по целевым показателям недостаточно ориентирована на развитие.
Поэтому совместно с отраслевыми объединениями, и по их предложениям, мы приступили к подготовке технического задания на разработку Стратегии развития отрасли на период до 2030 года. В ближайшее время презентация этого технического задания пройдет на площадке Открытого Правительства, а также в рамках деловой программы выставки “Золотая осень”. Приглашаем и вас принять участие в обсуждении.
По итогам обсуждения мы планируем завершить его подготовку и перейти к разработке непосредственно Стратегии развития отрасли на ближайшие десятилетия.
Но и при отсутствии этого основополагающего документа уже сейчас видна необходимость корректировки существующих показателей и мер. Поэтому в соответствии с решением Министра сельского хозяйства были внесены изменения в Госпрограмму развития рыбохозяйственного комплекса на период 2013-2020 годы в части увеличения финансирования. Так, уже на 2015-2017 годы предусмотрены дополнительные ассигнования на программу в размере 9,5 млрд. рублей: соответственно в 2015 г. сумма дополнительной господдержки составит 3,0 млрд. рублей, в 2016 г. – 3,2 млрд. рублей и в 2017 г. – 3,3 млрд. рублей. Распределение дополнительных средств предусмотрено по трем основным направлениям.
Во-первых, в ближайшие три года планируем увеличить государственное финансирование научных исследований. Мы ждем от ассоциаций предложений по перспективным направлениям проведения исследований и объектам промысла с тем, чтобы мы их включили в государственное задание наших НИИ. Помимо этого будут выделены средства на научные разработки в области аквакультуры, а также на модернизацию научно-исследовательских судов для повышения эффективности исследований.
Второе направление – развитие инфраструктуры, обеспечивающей развитие отрасли. В этой части мы намерены обновить систему ГМССБ, ввести систему электронного журнала и разрешений, модернизировать портовую инфраструктуру и усовершенствовать работу рыборазводного комплекса.
Третье важное направление, по которому нами предусмотрено увеличение финансирования – это аквакультура (товарное рыбоводство). В настоящее время завершается разработка подзаконных актов в развитие Закона об аквакультуре. Таким образом, этот вид деятельности будет нормативно отрегулирован. Но для развития этого направления необходима и финансовая помощь государства. Поэтому в проекте обновленной редакции Госпрограммы запланированы новые направления поддержки аквакультуры как основной меры импортозамещения.
Средства предполагается направить, в первую очередь, на субсидирование процентных ставок по кредитам. Поддержку получат производители, которые будут направлять кредиты на строительство и реконструкцию смолтовых и комбикормовых заводов, на объекты перерабатывающей инфраструктуры, объекты хранения рыбной продукции.
Кроме субсидирования процентных ставок, мы прорабатываем вопросы софинансирования региональных экономически значимых программ. Здесь упор будет сделан на комплексное развитие территории, которое должно быть обозначено в программе. Мы также будем прорабатывать вопросы развития государственно-частного партнерства и формирования так называемых рыбохозяйственных кластеров в наиболее активных субъектах Российской Федерации.
Цель дополнительных мероприятий – наращивание объемов производства аквакультуры в целях импортозамещения аналогичной продукцией отечественного производства. В соответствие с системой показателей, заложенных в новой редакции Госпрограммы, к 2020 году объем добычи производства продукции аквакультуры должен вырасти более чем в два раза и достигнуть порядка 350 тыс. тонн ежегодно.
Завершая свое выступление, хочу остановиться на важной составляющей работы государственных органов исполнительной власти – на взаимодействии с профильными общественными организациями. Эта одна из ключевых тем, заявленных для обсуждения на этом Конгрессе. Партнерство Государства и бизнеса предопределяет успех развития и должно поддерживаться обеими сторонами. Однако бизнес должен быть в достаточной мере консолидирован и стремиться участвовать в модернизации отрасли, прорабатывать идеи и готовить предложения для регулирующего органа.
Пришло время, когда отрасль будет регулироваться не субъективным мнением отдельных людей, а на основе всестороннего и открытого обсуждения задач и механизмов федеральными и региональными органами власти с рыбацким сообществом.
Рассчитываю, что сегодня и завтра мы сможем детально обсудить этот вопрос, в том числе послушать представителей рыбацких объединений других стран, где история становления механизмов взаимодействия государства и бизнеса насчитывает многие десятилетия, и постараться сдвинуться с мертвой точки, на которой остановились в начале 2000-х годов.
Хочу пожелать всем плодотворной работы, интересного и продуктивного общения на площадке Конгресса, и рассчитываю по его окончанию услышать от рыбаков консолидированную и взвешенную позицию по организации нашей совместной работы на благо рыбной отрасли и всей страны.
Спасибо за внимание.