Илья Шестаков: В 2015 году снимем все спорные вопросы
Уходящий год был насыщен событиями для отечественного рыбохозяйственного комплекса. В их числе и смена руководства отрасли, и введение эмбарго на импорт рыбы из ряда стран, и новые предложения по изменению законодательства в части распределения долей квот.
В интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков подвел итоги работы рыбаков и поделился своим видением перспектив и задач, стоящих перед отраслью, в следующем году.
– Несмотря на то, что 2014 год еще не закончен, рыбопромышленники уже готовятся к новому сезону, ведь ОДУ утвержден, значит, можно рассчитывать свои возможности, планировать инвестиции. А как Росрыболовство оценивает итоги уходящего года?
– Промысел шел хорошо, общий вылов ожидается на уровне 4,2 млн. тонн. Это на уровне прогноза, заложенного в действующем варианте отраслевой госпрограммы, но примерно на 3% ниже уровня прошлого года. В этом году зафиксирован рекордный вылов кеты, но в то же время меньше, чем ожидалось, подошло горбуши к берегам Западной Камчатки. Один из рекордных выловов сайры. Из-за неблагоприятной промысловой обстановки наблюдается некоторое отставание по вылову минтая и сельди, но сейчас ситуация выравнивается. Хороший вылов трески, шпрота, хамсы, наваги, камбалы, краба, кальмара… В целом объем вылова позволяет обеспечить и внутренние потребности в рыбе, и продолжить экспорт, но, конечно, с учетом приоритетности обеспечения потребностей отечественного рынка.
В этом году российские рыбаки получили возможность усилить свои позиции на внутреннем рынке. В связи с введенными Россией контрмерами в отношении стран, которые применили к нашей стране санкции, ограничен импорт рыбы из США, Канады, стран Евросоюза, Норвегии. Эти меры затронули менее 50% общего объема импорта, то есть не создали угроз для обеспечения населения рыбой и в то же время определили новые задачи по импортозамещению. Для сравнения: в прошлом году Россия импортировала 1 млн. тонн рыбной продукции, но и вывезла за рубеж почти 1,9 млн. тонн, то есть нам есть за счет чего замещать. По итогам девяти месяцев экспорт сократился на 12,3%, продукция будет переориентирована на внутренний рынок. Более наглядно сокращение зарубежных поставок можно заметить на примере лососевых, сельди. Например, экспорт сельди сократился на 84 тыс. тонн – до 109 тыс. тонн. Часть продукции, конечно, продолжает поступать из других стран. В первую очередь речь идет о тех видах водных биоресурсов, которые в силу природных и экономических факторов у нас добываются в небольшом объеме.
Конечно, в какой-то степени это вызов для отрасли. В том числе для переработчиков, которые работали на импортном сырье. Им пришлось в достаточно сжатые сроки искать новых поставщиков. На фоне санкций стали острее видны накопленные проблемы в области логистики, инфраструктуры, административных барьеров. Но эти проблемы мы решаем совместно с регионами.
Для того чтобы ускорить процесс импортозамещения мы внесли предложение по субсидированию перевозок сельди – в себестоимости этой рыбы транспортная составляющая наиболее значительна. Мы также предлагаем снизить железнодорожные тарифы на перевозку рыбной продукции из дальневосточных регионов в центральную часть России рефрижераторными контейнерами, которые в большей степени подходят для перевозки рыбопродукции, до уровня тарифа для универсальных контейнеров.
Кроме того, сейчас происходит интеграция рыбохозяйственного комплекса Крымского полуострова в правовое поле Российской Федерации. Рыбопромышленники проводят перерегистрацию предприятий и переосвидетельствование судов. Идет добыча сезонных видов рыбы: хамсы, бычка, ставриды, барабули, акулы катрана, кефали. Продукция уже начала поступать на российские перерабатывающие предприятия, в розницу. Подчеркну, что крымским производителям рыбной продукции приходится осваивать по сути новый для них рынок сбыта, а это очень непростой процесс. Мы рассчитываем, что торговые компании, переработчики, розничные сети обратят внимание на продукцию крымчан, тем более что предприятия, которые уже начали закупки, отмечают высокое качество сырья.
В этом году благодаря перераспределению Минсельхозом России бюджетных ассигнований, достигнута договоренность об увеличении финансирования госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. На 2015-2017 годы планируется выделить дополнительно 9,5 млрд. рублей, то есть общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета по сравнению с утвержденной редакцией будет увеличен на 11% – до 92,5 млрд. рублей на 2013-2020 годы. Дополнительные средства пойдут на развитие аквакультуры, отраслевой науки, а именно на расширение ресурсных исследований с целью увеличения потенциала сырьевой базы и, как следствие, расширения ассортимента и объемов вылова рыбы. Мы также разработали механизм субсидирования предприятий аквакультуры, включая товарное осетроводство. Планируем, что с 2015 года предприятия, которые строят фермы, смолтовые и комбикормовые заводы, начнут получать инвестиционные федеральные субсидии. Будут субсидироваться и краткосрочные займы сроком до 3 лет.
В соответствии с новой редакцией госпрограммы, к 2020 году объем добычи водных биоресурсов возрастет до 4,46 млн. тонн, производство аквакультуры увеличится в два раза – как минимум до 315 тыс. тонн. Объем произведенной рыбы и продуктов ее переработки к 2020 году составит 3,97 млн. тонн, а доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке достигнет порогового значения в 80%, определенного Доктриной продовольственной безопасности.
Кроме того, мы приступили к реформированию системы управления отраслевой наукой, поставив задачу сделать процесс формирования прогнозов по ОДУ более объективным и независимым от влияния заинтересованных лиц, а также устранить дублирующие функции в работе наших НИИ, внедрить новые направления исследований. Обновленная система сбора данных для определения ОДУ заработает уже со следующего года, ждем от этого позитивных результатов.
Более того, сейчас разрабатываются правила долгосрочного управления промысловыми запасами для того, чтобы было как можно меньше резких скачков в объемах допустимых выловов по основным видам водных биоресурсов. В этом году создан Совет директоров научно-исследовательских институтов при Росрыболовстве. Теперь основные проблемы отраслевой науки, ее стратегические задачи централизованно обсуждаются на нашей площадке. Уже по итогам первых заседаний мы видим пользу от такой формы управления.
– Закончилась дальневосточная лососевая путина. В этом году она в полной мере оправдала характер своей непредсказуемости и подтвердила тезис: рыбалка – рискованный вид бизнеса. Кроме того, на «красную» путину возлагались надежды по некоторому замещению потерянного для нашего рынка норвежского лосося. Вы лично с позиции руководителя ведомства интересуетесь ассортиментом на столичных рыбных прилавках? Можно ли сказать, что процесс импортозамещения налицо?
– Да, интересуюсь, захожу в магазины. Процесс импортозамещения идет, объем российской рыбы увеличивается. Хотя, конечно, нужно, чтобы российской качественной и доступной рыбы на прилавках становилось еще больше. Если говорить о том же лососе, то в столичных магазинах появилась, например, нерка, но в то же время никуда не исчезла и импортная семга – просто сменились страны-поставщики. Все-таки жители центральной части России, особенно мегаполисов, привыкли к семге. За несколько лет норвежцы активно взрастили этот рынок.
На Дальнем Востоке добывается прекрасный тихоокеанский лосось, но он несколько другой по вкусовым и пищевым качествам и может доставляться в европейскую часть России в основном в замороженном или, например, соленом виде. В последние годы в связи с высоким спросом за рубежом и не очень активным спросом со стороны внутреннего рынка значительные объемы тихоокеанских лососей уходили на экспорт. Но в этом году вместе со снижением вылова сократились и объемы поставок за рубеж – рыбаки готовы работать в направлении импортозамещения.
– Сейчас, конечно, основной вопрос, который волнует всех рыбопромышленников, – по какому принципу будут распределяться квоты на следующий период? То есть, какие обязательства лягут на квотодержателей и насколько принцип останется историческим? Росрыболовством уже сформулирована концепция наделения квотами? И сколько еще может продлиться ситуация неопределенности?
– Во-первых, как мы уже неоднократно заявляли, с 2019 года продолжит действовать «исторический принцип» распределения долей квот. При этом мы планируем увеличить период закрепления квот для стимулирования строительства нового флота. В рабочей версии законопроекта указан 25-летний срок. Хотя на самом деле десять лет или двадцать пять – это весьма условно. Если рыбопромышленник исполняет обязательства – осваивает квоту, – то по сути она является бессрочной.
Да, с нового периода распределения долей квот вместе с сохранением «исторического принципа» планируется введение дополнительных требований к держателям квот. Мы разработали проект поправок и сейчас обсуждаем его с отраслевым сообществом, с регионами. Многое требует серьезной доработки, но ключевые предложения, на наш взгляд, жизнеспособны и целесообразны. Так, мы предлагаем увеличить порог освоения квот с 50% до 70%, что позволит нарастить объем общего вылова. Не менее 70% объема полученной квоты должны будут осваиваться на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга. Добыча рыбы в таких условиях поможет избавиться от «квотных рантье». Прозрачные холдинги, объединяющие взаимосвязанные предприятия, смогут продолжить работу в обычном режиме – предусмотрена возможность использования судов внутри одной группы лиц.
Сейчас также обсуждается вопрос о налоговой амнистии для «незаходных» судов рыбопромыслового флота, то есть об освобождении от налогообложения судов, построенных и отремонтированных за рубежом. После проведения амнистии с 2019 года предлагается лишать прав на добычу рыбы на судах, не прошедших таможенную очистку. Российские организации должны соблюдать таможенное законодательство и вносить соответствующие платежи в бюджет государства. Кроме того, мера положительно скажется на развитии российских портов и даст возможность развития судоремонтных заводов, дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.
Пожалуй, самый сложный и обсуждаемый вопрос – изменение законодательства, регулирующего прибрежное рыболовство. Сейчас, по сути, стерлись различия между прибрежным и промышленным рыболовством. Мы решили, что в прибрежной квоте нужно предусмотреть инвестиционную составляющую для развития в регионах береговой «рыбной» инфраструктуры. Мы искали четкие, трудно нарушаемые критерии. В итоге вынесли на обсуждение предложение ограничить прибрежное рыболовство лишь техническими характеристиками судна, а также запретить перегруз уловов водных биоресурсов для того, чтобы рыба доставлялась на берег, но при этом предоставить «прибрежникам» право получения квот в приоритетном порядке. Основная задача – простимулировать тех, кто хочет доставлять рыбу в российские порты, выгружать ее и отправлять на переработку. Кто захочет возить улов на берег, тот будет получать больше объемов. Предлагаем такой метод экономического стимулирования. Сейчас активно обсуждаем это предложение с отраслевым сообществом. Вопрос непростой, не исключаем, что предлагаемый механизм будет серьезно переработан. Но в любом случае будут предусмотрены гарантии увеличения поставок рыбы на российский берег.
– Какова на сегодняшний день ситуация на рынке труда в рыбохозяйственной отрасли. Существует ли дефицит кадров? Соответствует ли потребностям отрасли уровень профильного образования выпускников высших и средних специальных учебных заведений?
– Во время поездок по Дальнему Востоку я слышу от рыбопромышленников, что кадровый голод для них стал серьезной проблемой. Но в то же время подведомственные Росрыболовству образовательные учреждения выпускают достаточное количество профильных специалистов. Как обстоят дела с трудоустройством, мы также обсуждали в сентябре на встрече со студентами нашего Дальрыбвтуза. Очевидно, что необходимо активнее налаживать взаимовыгодное сотрудничество образовательных учреждений и рыбохозяйственных предприятий. Шаги в этом направлении Росрыболовство уже делает. Мы обратились в ВАРПЭ с письмом, в котором проинформировали о целевых программах обучения, а также рекомендовали предприятиям направлять в образовательные учреждения и в Росрыболовство сведения о своих вакансиях.
Если говорить о качестве отраслевого образования, то в целях его повышения два года назад Росрыболовство провело реорганизацию отраслевого образовательного комплекса. В результате на базе шести учреждений высшего профессионального образования и десяти учреждений среднего профессионального образования сформированы пять крупных центров – в Мурманске, Владивостоке, Астрахани, Петропавловске-Камчатском и Калининграде, которые имеют обширную сеть филиалов. По итогам мониторинга, проведенного Минобрнауки России в 2012, 2013 и 2014 годах, все вузы Росрыболовства признаны эффективными.
В целом наш образовательный комплекс обеспечивает потребности промысловиков и береговых предприятий в квалифицированных кадрах. В 2014 году нашими образовательными учреждениями выпущено 2,4 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием и 6,5 тыс. специалистов с высшим образованием, среди которых более 2,8 тыс. человек – это плавсостав. В 2014 году в рыбохозяйственные образовательные учреждения было принято на обучение 10,9 тыс. человек.
Вместе с тем в отрасли существует потребность в подготовке рабочих кадров. В начале 1990-х годов все ПТУ и мореходные школы, находившиеся в системе Минрыбхоза СССР и осуществлявшие подготовку рядового плавсостава (матросы, мотористы, рыбообработчики), были переданы в субъекты Российской Федерации. На сегодняшний день почти все они перепрофилированы или просто закрыты, поэтому образовательные организации Росрыболовства вынуждены готовить специалистов с начальным профессиональным образованием, хотя это не является их основной задачей. Ежегодно образовательными организациями Росрыболовства осуществляется подготовка примерно 2,5 тыс. человек по программам подготовки рабочих кадров.
– А насколько кадровая проблема актуальна для теруправлений Росрыболовства? Для подведомственных научных учреждений?
– В наших территориальных управлениях есть острая потребность в сотрудниках инспекторского состава. Работа в рыбоохране ответственная, связанная с рисками, и вместе тем недостаточно хорошо оплачиваемая. Сейчас мы работаем над улучшением материально-технического обеспечения инспекторов, внедряем систему поощрений. Будем добиваться улучшения оплаты работы инспекторов.
Если говорить о наших подведомственных НИИ, то в целом дефицита кадров на данный момент нет. В институтах работают около 5 тыс. сотрудников, из которых около 800 человек имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Самый многочисленный коллектив в ТИНРО-Центре – 1120 человек, из них более 320 научных сотрудников и 180 специалистов высшей квалификации.
В то же время потенциал, который сегодня сложился в рыбохозяйственной науке, – это результат 20-летних усилий по «взращиванию» специалистов. В настоящее время в ряде подразделений основу научных коллективов составляют люди пенсионного и близкого к пенсионному возрасту. Молодежь, к сожалению, зачастую не задерживается в НИИ из-за низких зарплат и уходит в бизнес. Поэтому одна из актуальных задач Росрыболовства – улучшить условия оплаты труда и поднять престиж работы в рыбохозяйственной науке. Что касается последнего, то эту задачу помогает решить взаимодействие рыбохозяйственных институтов с ведущими российскими и зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями.
– Рыбохозяйственный комплекс относится к тем немногим отраслям экономики, которые даже в период экономических неурядиц демонстрировали показатели роста. Отрасли есть чем гордиться и что показать. Тем не менее собственной, общероссийской специализированной выставки, наглядно свидетельствующей об успехах, у рыбников нет. Росрыболовство не рассматривает возрождение выставочной практики?
– Рассматриваем. Но смысл делать выставку есть только в том случае, если у бизнеса есть к этому интерес. Мы изучаем, какие мнения существуют в рыбохозяйственном комплексе на этот счет, но в настоящее время считаем необходимым сосредоточиться на программе продвижения отечественной рыбы на внутреннем рынке. Контур такой программы Росрыболовством уже разработан.
Тот же норвежский опыт наглядно показывает, насколько велика роль маркетингового, рекламного продвижения. Наши дальневосточные рыбаки добывают огромные объемы рыбы, значительная часть которой уходит, к сожалению, в виде сырья на экспорт. Сами жители приморских регионов, думаю, прекрасно знают о том, каким качественным и вкусным продуктом является отечественная рыба. Но основные регионы потребления удалены от моря, и это создает объективные сложности при доставке рыбы.
Конечно, мы хотим добиться того, чтобы в российских магазинах ассортимент рыбы был шире, качество выше, а цены ниже, но понимаем, что сети руководствуются исключительно экономическими факторами. Есть стабильный спрос на семгу – будут продавать семгу, будет высокий спрос на минтай, тихоокеанскую сельдь – сети и поставщики найдут возможность доставить эту рыбу.
У программы есть две главные задачи. Первая – предоставить российским потребителям достоверную, исчерпывающую информацию о пищевых свойствах российской рыбы, обо всем многообразии добываемых нами водных биоресурсов. Вторая, и самая главная, – дать физическую возможность попробовать и приобрести продукцию. И здесь нам не обойтись без участия самих рыбаков, производителей, городских властей и торговых компаний. В конечном счете эти мероприятия нацелены на формирование правильных и устойчивых предпочтений потребителей, в частности для ведения здорового образа жизни, а также на развитие рыбного рынка.
– Если говорить о планах на будущий год, то каким направлениям работы Росрыболовство будет уделять особое внимание? Что стоит в планах законотворческой деятельности?
– Прежде всего, планируем доработать проект поправок в закон о рыболовстве. Мы изначально понимали, что работа предстоит большая, поэтому сразу вынесли наши предложения на обсуждение с рыбаками, с регионами и рассчитываем, что в следующем году снимем все спорные вопросы. Мы, как и рыбодобытчики, заинтересованы в том, чтобы как можно раньше появилась полная определенность с механизмом распределения долей квот в 2018 году.
Продолжим совершенствовать нормативно-правовую базу для развития аквакультуры, начнем субсидировать инвестиционные проекты в этой области. Сохраним курс на повышение эффективности мер по сохранению и воспроизводству водных биоресурсов, в том числе механизма компенсационных мероприятий, деятельности подведомственных рыбводов.
Предстоит развитие отраслевой инфраструктуры, в том числе организации должной инфраструктуры для рыбаков в российских портах, где они смогут получать полный комплекс необходимых им портовых услуг на выгодных условиях. Рыбакам должно было выгодно и удобно обслуживаться в наших, а не иностранных портах. Существующие рыбные порты построены для перевалки рыбы, и мы сделаем все от нас зависящее для того, чтобы так оно и было. Задача поставлена, и, несмотря на возникающие трудности,
она будет выполнена – с учетом интересов и государства, и бизнеса, и, естественно, портовых рабочих и рыбаков.
В целом перед нами стоит немало задач по развитию рыбохозяйственного комплекса, определенных руководством страны. Поручения находятся в разной степени реализации. Их максимально качественное и полное исполнение – это наш приоритет, и работа в этом направлении будет продолжена в новом году.