Приветственное слово заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова на Всероссийской конференции «Повышение эффективности мер по сохранению водных биоресурсов», 15 октября 2015 г.

Уважаемые дамы и господа!

Рад Вас всех приветствовать! У нас сегодня очень представительный форум, присутствуют члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы,  представители ведомств и крупнейших российских компаний. Спасибо Вам, что нашли время и принимаете участие в нашей работе. Тема нашей конференции действительно выходит за отраслевые рамки.  Без преувеличения можно сказать, что от решения задач по сохранению водных биологических ресурсов напрямую зависит и продовольственная безопасность нашей страны, и устойчивое развитие российского рыболовства в целом.

Можно констатировать, что воздействие человека на окружающую среду в большинстве случаев носит непоправимый характер, и природа сама не в состоянии справиться с возрастающим уровнем антропогенной нагрузки. Сейчас, когда стремительно растет количество краснокнижных видов рыб, когда увеличивается потребление рыбы в мире, нам сообща необходимо принять срочные и комплексные  меры по сохранению популяций водных биоресурсов.

Приведу некоторые цифры. За последние 5 лет в рамках компенсационных мероприятий в водоемы было выпущено свыше 2 миллиардов личинок и молоди, это более 25% от общего выпуска. Внешне кажется, что 2 миллиарда – это много, но если брать общие объемы согласованных проектов, то получается, что должны были выпустить в два с лишним раза больше.

В целом государственный ущерб по проектам за 5 лет составил около 54 тысяч тонн водных биоресурсов, из них за счет искусственного воспроизводства компенсировано не более 25 тысяч тонн. Это меньше половины, да и эти объемы были выпущены, что называется, по бумагам. Что в действительности происходит в этой области – точно не знает никто. Провести какой-то систематический анализ, какие предприятия что выпускают, – крайне затруднительно. Очень много здесь тумана. И правового, и организационного, и коррупционного.

Только в прошлом году мы начали сводить все согласования по компенсациям в единую электронную базу. До этого далеко не все территориальные управления своевременно предоставляли подробную и прозрачную отчетность по компенсациям: как реализованным, так и запланированным. Во многих случаях непонятно, кто реализует эти компенсирующие мероприятия: то ли государственные подведомственные учреждения, то ли коммерческие фирмы. Договоров мы очень часто не видим. При этом я знаю, что какого-то принципиального отторжения сама необходимость компенсировать государственный ущерб у хозяйствующих субъектов не вызывает. Напротив, многие сами выражают желание решить этот вопрос как можно быстрее.

Как вы знаете, уже не первый год ведутся разговоры о том, чтобы заменить натуральную форму компенсации денежной, и тем самым снять с бизнеса этот непрофильный вид деятельности. В очередной раз отмечу, что Росрыболовство считает денежную форму более эффективной и оптимизированной, но здесь далеко не все от нас зависит. Поэтому пока этот вопрос будет рассматриваться в фоивах, нам нужно не ждать, а максимально упростить существующий формат. Определенные шаги в этом вопросе уже были сделаны, внедрена новая методика, которая представляет собой более современную модель оценки и расчетов вреда и компенсаций, чем предыдущие советские аналоги, датированные еще 60-ми годами прошлого столетия.

Вместе с тем, хозяйствующие субъекты сталкиваются с объективными препятствиями, главным из которых является отсутствие рыбоводных заводов в зоне шаговой доступности. Конечно, в идеале было оптимально учитывать такие моменты, скажем, в самом начале инфраструктурной разработки того, или иного нефтегазового месторождения и сразу же параллельно строить рядом рыбозавод, ориентированный на производство мальков нужных видов рыб. Но это пока что лишь дело будущего. В настоящий момент мы стоим перед необходимостью перераспределения нагрузок существующих рыбоводных мощностей.

В частности, в отдельных регионах с высоким антропогенным влиянием было бы целесообразно вообще освободить подведомственные предприятия от госзадания по производству и выпуску личинок и молоди и полностью переключить их на компенсационные мероприятия.

Специалисты из ВНИРО и ЦУРЭН разработали перечень мер, которые представляются оптимальными для корректировки ситуации в лучшую сторону. Они уже были озвучены на различных внутренних совещаниях, но я считаю правильным проговорить их для более широкой аудитории.

Во-первых, нужно отказаться от однолетних планов по искусственному воспроизводству и перейти на форму трехлетнего плана. Это решение лежало на поверхности. Однолетние планы автоматически заставляли хозяйствующие субъекты фокусироваться на выпуске личинок, или короткоцикличных видах рыб. Зачастую это превращало то, или иное компенсационное мероприятие в пустую формальность, поскольку до взрослого состояния доживали тысячные доли процента того, или иного вида. Попрошу это учесть в рекомендациях нашей науки.

Во-вторых, необходимо усилить административную ответственность за неисполнение компенсационных мероприятий. Этот вопрос мы будем решать как с законодательными органами государственной власти, так и с правоохранительными структурами. Поскольку речь идет о нанесении ущерба именно государству, то возможно будет иметь место и наступление уголовной ответственности.

В-третьих, мы должны в максимально сжатые сроки оптимизировать систему отчетности по компенсационным мероприятиям, чтобы видеть на каком этапе произошло нарушение, по чьей вине, и на этом основании уже наказывать виновных. Сюда бы я добавил и необходимость повышения качества рекомендаций наших подведомственных учреждений относительно видов рыб, подлежащих разведению и выпуску в рамках компенсационных мероприятий. Рекомендации должны быть прозрачны и понятны для всех, а не только для профессионалов, работающих в рыбной отрасли.

В-четвертых, о чем я уже говорил выше, это перераспределение финансирования рыбводов и поэтапный переход с бюджетной составляющей на компенсационную. Государственные деньги в этом случае можно направить на модернизацию рыбоводных предприятий, в которой они очень нуждаются.

В-пятых. В зоне ответственности каждого территориального управления должна быть разработана многолетняя комплексная программа по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания с возрастающей ролью искусственного воспроизводства за счет компенсационных мероприятий. В такие программы также должны войти обоснованные мероприятия по рыбохозяйственной мелиорации и расширению рыбоводных мощностей. Эти программы должны являться открытыми документами, они будут опубликованы на официальном сайте федерального агентства.

В завершение отмечу, что ущерб наносится национальным ресурсам,  непосредственно всему Российскому Государству. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Спасибо за внимание и успешной Вам работы!