Аварийно-спасательные отряды

Федеральное агентство по рыболовству в соответствии с Кодексом торгового мореплавания осуществляет государственный надзор за торговым мореплаванием в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства.

С 2013 года государственная работа по обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота путем несения дежурства спасательных, пожарных и водолазных судов в заданной готовности к проведению спасательных операций в районах промысла при осуществлении рыболовства возлагается на образованные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 580-р федеральные государственные бюджетные учреждения «Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (далее – ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР») и «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» (далее – ФГБУ «Северный ЭО АСР»), осуществляющих свою деятельность в соответствии с Государственными заданиями, решая, в том числе, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота.

ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» реализуют свои полномочия в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также Уставами учреждений, утвержденными приказами Росрыболовства от 25 мая 2013 г. № 486 и № 484 соответственно.

29 октября 2015 г. начал действовать приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2015 г. № 166 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 «О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения» (Зарегистрирован в Минюсте России 15 октября 2015 г. регистрационный № 39331), в соответствии с которым ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» уполномочены на проведение освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения (МКУБ).

В 2016 году проведена следующая работа:

1. Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.

2. Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.

3. Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных, межведомственных и международных учениях по поиску и спасанию людей на море.

4. Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

5. Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.

6. Мероприятия в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с их освидетельствованием на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ).

7. Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.

Спасательные суда ЭО АСР в 2016 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания.

Выполнение Государственного задания в 2016 году:

a. ФГБУ «Северный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2016 год1.01.2016 – 31.12.2016
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)732763
Подготовка к выходу в море (судосуток)12361205
ИТОГО (судосуток)19681968

b. ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2016 год1.01.2016 – 31.12.2016
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)723723
Подготовка к выходу в море (судосуток)16551655
ИТОГО (судосуток)23782378

В 2015 году проведена следующая работа:

  1. Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.
  2. Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.
  3. Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных, межведомственных и международных учениях по поиску и спасанию людей на море.
  4. Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  5. Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.
  6. Мероприятия в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с их освидетельствованием на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ).
  7. Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
  8. Спасательное судно ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» оказывало помощь по поиску и доставке на берег членов экипажа затонувшего рыболовного судна «Дальний Восток».

Спасательные суда ЭО АСР в 2015 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания. Было списано судно ФГБУ «Северный ЭО АСР» МСБ «Бесстрашный».

Выполнение Государственного задания в 2015 году:

a. ФГБУ «Северный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2015 год1.01.2015 – 31.12.2015
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)740742
Подготовка к выходу в море (судосуток)16011599
ИТОГО (судосуток)23412341

b. ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2015 год1.01.2015 – 31.12.2015
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)149149
Подготовка к выходу в море (судосуток)587587
ИТОГО (судосуток)736736

По состоянию на 31 декабря 2015 г. зафиксировано 49 аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота.

В 2015 году происшествий, связанных с гибелью членов экипажа избежать не удалось. По информации по линии оперативных дежурных службы наблюдения за флотом ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» в 2015 году погибло или пропало без вести 87 членов экипажа судов рыбопромыслового флота (в 2014-м – 13 человек).

Статистика аварийно-спасательных операций по оказанию помощи судам рыбопромыслового флота

20112012201320142015
2337222623

Состав ФГБУ «Северный ЭО АСР»

№ п/пНазвание суднаГод постройкиНормативный срок эксплуатации
1ЛСС «Стахановец»19782003
2МСБ «Пурга»19741999
3МСБ «Микула»19802005
4МСБ «Мурманрыба»19792004
5МСБ «Атрия»19852010
6МПС «Часовой»20022027

Состав ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»

№ п/пНазвание суднаГод постройкиНормативный срок эксплуатации
1ЛСС «Справедливый»19802004
2ЛСС «Суворовец»19802004
3ЛСС «Сибирский»19802004
4МСБ «Капитан Клюев»19742000
5МСБ «Преданный»19802004
6МСБ «Юрий Орленко»19752001
7ВРД «1189»19802004
8МПС «Дозорный»20022027

Текущее техническое состояние аварийно-спасательного флота, необходимость нахождения его в постоянной готовности и постоянного присутствия спасательных судов в районах промысла Дальневосточного и Северного бассейнов, снижение объемов финансирования, связанных со сложившейся экономической ситуацией в стране, обостряет вопросы ремонта, модернизации и обновления флота ЭО АСР.

В 2014 году проведена следующая работа:

  1. Обеспечено непрерывное дежурство спасательных судов в открытом море, в районах промысла и пунктах базирования судов рыбопромыслового флота в соответствие с план-графиками работы флота ЭО АСР, утвержденными Росрыболовством.
  2. Обеспечено круглосуточное наблюдение за судами рыбопромыслового флота, в том числе находящимися на переходе в район промысла и обратно. Дежурными специалистами службы наблюдения за флотом ЭО АСР осуществляется сбор, анализ и своевременное информирование о текущей обстановке в море и всех ее изменениях.
  3. Силы и средства ФГБУ «Северный ЭО АСР» и ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» принимали участие в ведомственных («Северный ветер-2014») межведомственных (с силами и средствами Северного флота) и международных учениях по поиску и спасанию людей на море («Баренцрескью-2014» и «НОУПАП Дельта-2014»).
  4. Участие в совещаниях по обеспечению безопасности плавания, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  5. Участие специалистов ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» в расследовании аварий на судах рыбопромыслового флота в составе комиссии Ространснадзора.
  6. Проведение мероприятий в отношении судовладельцев и судов рыбопромыслового флота, связанные с применением требований Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращения загрязнения (МКУБ) в качестве международного стандарта при проведении промысловых операций и практической работы по обеспечению безопасной эксплуатации судов.
  7. Оказание информационных и консультационных услуг рыбопромысловым компаниям и рыбопромысловым судам в сфере обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота.
  8. Спасательное судно ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» оказывало помощь по поиску членов экипажа затонувшего корейского рыболовного судна Oryong-501.

Спасательные суда ЭО АСР в 2014 году поддерживались в технически исправном состоянии, что подтверждается безаварийной эксплуатацией флота ЭО АСР в целом и выполнением задач государственного задания.

Выполнение Государственного задания в 2014 году

ФГБУ «Северный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2014 год1.01.2014 – 31.12.2014
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)375740
Подготовка к выходу в море (судосуток)21801815
ИТОГО (судосуток)25552555

ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР»:

Режим по государственному заданию на 2014 год1.01.2014 – 31.12.2014
по плануфактически
Дежурство в море и пунктах базирования (судосуток)941941
Подготовка к выходу в море (судосуток)19791979
ИТОГО (судосуток)29202920

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» подпрограммой № 4 «Охрана и контроль» установлен процент снижения числа аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота (к уровню 2011 года). Так, в 2014 году запланировано снижение на 11,1% (от 72 аварийных случаев в 2011 году – до 64 аварийных случаев к концу 2014 года).

Вместе с этим по состоянию на 31 декабря 2014 г. зафиксировано 46 аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота. Таким образом, снижение числа аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота составляет 37,5%.

В 2014 году происшествий, связанных с гибелью членов экипажа избежать не удалось. По информации по линии оперативных дежурных службы наблюдения за флотом ФГБУ «Дальневосточный ЭО АСР» и ФГБУ «Северный ЭО АСР» в 2014 году погибло или пропало без вести 13 членов экипажа судов рыбопромыслового флота (в 2013 году – 32 человека).

Статистика аварийно-спасательных операций по оказанию помощи судам рыбопромыслового флота

20102011201220132014
2523372226

Исходя из изложенного степень эффективности применения аварийно-спасательных судов (отношение проведенных спасательных операций к общему количеству аварийных случаев) составляет 54,3%.

Основными причинами аварийности судов рыбопромыслового флота по-прежнему остаются:

  • несовершенство нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности мореплавания в части, касающейся судов рыбопромыслового флота;
  • нарушение требований Устава службы на судах флота рыбной промышленности;
  • нарушение правил судовождения и установленных приемов и способов управления судном;
  • нарушение требований Положения о технической эксплуатации флота рыбной промышленности;
  • изношенность судов рыбопромыслового флота.

Документы, отчеты, статистика