Разгулявшийся на просторах Северного моря шторм все еще не позволяет паруснику «Седов» безопасно пройти проливом Скагеррак: даже в защищенном мысом Скаген заливе Ольбек-Бугт ветер поднимает волну в 4 балла. Барк скучает на якоре. Курсанты между тем продолжают учиться морскому делу
Чтобы запомнить штатные места километров бегучего такелажа, практиканты снова и снова укладывают концы на нагеля: шкоты и топенанты для постановки парусов, горденя и гитовы для уборки. Все действия доводятся до автоматизма, по команде боцмана надо быстро найти нужную снасть, выбрать, потравить или закрепить ее, ошибешься – подведешь остальных, и все повторится сначала. Море оплошностей не прощает.
В четверг серия из семи коротких и продолжительных звонков громкого боя известили экипаж о первом парусном аврале: «Пошел все наверх, реи на крутой бейдевинд левого галса брасопить!» Топот курсантских ботинок по палубе, доклад капитану Виктору Николину о том, что все в сборе. На этот раз курсантам всех мачт предстояло выполнить одну общую задачу: синхронно повернуть реи и условно лечь на курс по ветру с левого борта. И пусть аврал тренировочный, пронизывающий штормовой ветер и обозначенная цель – вполне реальные. Для многих это был еще и первый опыт работы в команде. Не спеша, без суеты, внимательно слушая наставников, запоминая каждую мелочь, практиканты справились с перебрасопкой на твердую «четверку».
Сам в прошлом курсант барка «Седов» и участник международных парусных регат, 4-й помощник капитана Семен Матвеев отвечает на корабле за пожарную безопасность. Возгорание – это всегда чрезвычайная ситуация, требующая слаженной работы экипажа и аварийных партий по пожарной тревоге. Приводя примеры из личного опыта, энергичный молодой штурман знакомит практикантов с правилами использования огнетушителей и пожарных гидрантов, учит правильно надевать пожарное снаряжение, моделирует аварийно-пожарную ситуацию и координирует предполагаемые действия и развитие событий.
Так в делах, учебе и заботах пролетают дни на борту, почти незаметно, но в томительном ожидании продолжения рейса и того момента, когда наконец прозвучит команда капитана «с якоря сниматься!».
Источник: МГТУ, Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью
Фото: Сергей Пашков