Учебное парусное судно «Седов», в рамках Историко-мемориальной экспедиции учебных парусных судов Росрыболовства, посвященной 70-летию Победы, совершает учебный рейс по маршрутам арктических союзных конвоев и по памятным местам Второй мировой войны.
В преддверии Дня Победы 8 мая состоится торжественное мероприятие с участием Губернатора Мурманской области, Председателя Мурманской Областной Думы, Командующего Северным флотом, Митрополита Мурманского и Мончегорского, Главы Муниципального образования, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей общественных организаций, жителей города, родных и близких курсантов, обучающихся высших и средних образовательных организаций.
Пребывание барка «Седов» (с 08 по 18 мая) в родном порту впервые после 2010 года станет заметным событием в рамках проведения торжественных мероприятий, приуроченных ко Дню Победы и подчеркнет особую значимость Мурманской области и Города-героя Мурманска – как северо-арктического форпоста страны, сыгравшего значительную роль и внесшего огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Начало торжественных мероприятий в 10 часов.
Вниманию руководителей СМИ!
По просьбе организаторов и для решения технических вопросов просим подтвердить участие представителей СМИ и аккредитоваться на мероприятия.
Информацию (СМИ, Ф.И.О., должность, контактный телефон) просим направить до12 часов 6 маяпо электронной почте press@mstu.edu.ru. Контактный телефон – 403-411.
Справка:
Учебное парусное судно — барк Росрыболовства «Седов» — самый большой в мире парусник. Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7320 тонн, экипаж — 230 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленны (Magdalene Vinnen).
Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании «Норддойчер Ллойд». Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя — «Коммондор Йонсон».
Во время второй мировой войны (1939-1945 гг.) барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации вместе с двумя другими немецкими парусными судами: 4-х мачтовым барком «Падуя» (ныне «Крузенштерн») и «Горх Фок» (ныне «Товарищ»). Корабль назвали «Седов» в честь полярного исследователя Г.Я. Седова. В январе 1946 года на «Седове» был поднят военно-морской флаг СССР и он переведен в класс учебных судов.
В 1951 году командование судна принял капитан дальнего плавания Митрофанов Петр Сергеевич, и под его руководством судно было приведено в мореходное состояние. А в 1952 году барк вышел в первое послевоенное плавание. В 1957 году с курсантами на борту «Седов» принял участие в гидрографических исследованиях Атлантического океана.
В период с 1975 по 1981 год судно находилось в ремонте на Кронштадтском Морском заводе. В ходе ремонта были оборудованы кубрики для 164 курсантов, актовый зал, кают-компания, столовые, спортивный зал, музей, сауна. Оборудованы учебные классы, установлены новейшие технические средства судовождения, наблюдения и связи.
В 1991 году судно было передано Мурманскому государственному техническому университету, подведомственному образовательному учреждению Федерального агентства по рыболовству, с этого момента на нем проходят обучение будущие поколения капитанов, штурманов, механиков и радистов.
Барку «Седов» принадлежит официальный мировой рекорд скорости для парусников этого класса, который составляет 12,6 узла. Этот рекорд был установлен барком в Средиземном море в 1987 году. Бывали дни, когда «Седов» проходил за сутки 300,9 миль! (30 июля 1992 года). Когда паруса «Седова» наполнены ветром, он быстр и неудержим, и соперничество с ним вряд ли под силу какому-либо современному паруснику.
С 1966 по 2014 год судно совершило 90 учебных рейса и неоднократно участвовало в международных регатах, во время которых парусник более 200 раз заходил в порты Европы, Америки, Африки. За это время «Седов» оставил за кормой более 500 тысяч морских миль, что равно путешествию от Земли до Луны и обратно.
С 1992 по 1999 год УПС «Седов» участвовал в регатах проводимых «Катти Сарк», при этом в 1992 году он занял второе общее место, в 1994 году общее третье место, а в 1995 году первое общее место за регату.
В 2006 и 2010 годах «Седов» совершил высокоширотные арктические экспедиции, посвященные памяти героев-североморцев, погибших при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны, и освоению российского Арктического континентального шельфа. Седовцы прошли северными трассами в свободном плавании под парусами. Четырехмачтовый парусник посетил порты Исландии, Норвегии, архипелага Шпицберген и побывал в районе Земли Франца-Иосифа.
В рамках высокоширотного плавания 2010 года барк поставил своеобразный рекорд. Берега архипелага Шпицберген такого ещё не видали — 23 сентября 2010 года «Седов» пересёк 78-ю параллель северной широты и, войдя в знаменитый Исфьорд (Ледяной фьорд), ошвартовалось в российском порту Баренцбург. Тем самым был установлен новый рекорд для парусников этого класса — так далеко на север в это, уже практически зимнее, время подобные суда еще не поднимались.
20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге завершилось первое кругосветное плавание учебно-парусного судна «Седов», приуроченное к годовщине 1150-летия зарождения российской государственности и памятным датам в истории географических открытий. Продолжительность кругосветного плавания, которое проводилось в 2012-2013 годах Росрыболовством при поддержке МИД России, составила 14 месяцев. Пройдя во время кругосветки свыше 47 тысяч миль, судно четырежды пересекло экватор, прошло водами Атлантического, Тихого, Индийского океанов, обогнуло мыс Горн и мыс Доброй Надежды, совершило заходы в 32 порта 24 иностранных государств Европы, Африки, Латинской Америки, Французской Полинезии, Юго-Восточной Азии. На борту барка «Седов» в ходе кругосветного плавания прошли плавательную практику более 330 курсантов образовательных учреждений Росрыболовства, а также 30 юнг молодежных военно-патриотических клубов. Первое кругосветное плавание флагмана российского парусного флота вызвало огромный интерес в мире.
УПС «Седов» занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.
Источник: МГТУ