Представители экологических организаций предлагают подключить народную дипломатию, чтобы предотвратить строительство Шуренской ГЭС на Селенге. Других способов избежать катастрофы они не видят. Напомним, Монголия планирует построить на Селенге, которая является основным притоком Байкала, гидроэлектростанцию. Также есть проекты по возведению ГЭС на притоках Селенги Эгийн-Голе и Орхоне. Всемирный банк поддерживает проект Шуренской ГЭС с 2011 года, однако пока денег на строительство не выделял. Монголия в 2013 году договорилась с Китайским экспортно-импортным банком о выделении 1 млрд долларов на возведение ГЭС Эгийн-Гол мощностью 315 Мегаватт.
Как сообщил сегодня на пресс-конференции в Иркутске представитель коалиции «Реки без границ» Александр Колотов, 3 и 4 мая в Бурятии работала группа инспекционного совета Всемирного банка. Она приехала проверить жалобу от населения Бурятии и Монголии, а также неправительственных организаций, поданную в связи с планируемым строительством ГЭС в бассейне реки Селенги. Сейчас группа находится в Монголии, до 20 мая она предоставит совету директоров Всемирного банка отчет.
– Возможны три варианта заключения, – отметил Александр Колотов. – Первый – жалоба не подкреплена достаточными свидетельствами, второй – некоторые аспекты заслуживают реакции, и поэтому Всемирный банк должен скорректировать свою работу по проектам, третий – нарушения настолько серьезны, что Всемирный банк должен начать расследование. В последнем случае на место предполагаемого строительства приедет полномасштабная проверка банка, по результатам которой совет директоров может принять решение не продолжать участие в проекте. Даже при самом оптимистичном варианте, если Всемирный банк откажется выделять средства на строительство ГЭС, Монголия попытается найти средства в других банках. Однако сделать это будет непросто из-за репутационных издержек потенциальных инвесторов – ведь влияние Всемирного банка очень велико.
Эколог подчеркнул, что последствия строительства каскада ГЭС на Селенге будут иметь самые печальные последствия для Байкальского региона.
– Думаю, что история будет долгоиграющей, и решить все на правительственном уровне не получится, – уверен Александр Колотов. – Тем более что последние переговоры в Улан-Баторе 30 – 31 марта Россия просто проиграла. О серьезности намерений монгольской стороны и ее нежелании считаться в этом вопросе с Россией можно судить по тому, что на сайтах проектов нет даже информации на русском языке. Техническое задание по проведению оценки воздействия на окружающую среду сформулировано на монгольском и английском языках. Работы по Шуренской ГЭС продолжаются.
Представители Бурятского регионального объединения по Байкалу рассказали о недавней поездке в Кабанский район Бурятии, в селах которого традиционно занимаются только рыболовством. По словам экологов, картина и без строительства ГЭС вполне ужасающая. Их глазам предстали высохшие русла рукавов Селенги, колодцы, вода в которых ушла с 8 метров до 14 – 20 метров и брошенные лодки в степи. Теперь там до воды почти 100 метров. Причина – обмеление Селенги из-за длительного периода маловодья.
– Если каскад ГЭС все же построят, изменится годовой режим стока в Байкал, а следовательно, и режим работы ГЭС на Ангаре. Учитывая, что уровень Байкала и так упал, ситуация может сильно обостриться, – подчеркнул Александр Колотов.
Экологи предлагают общественности Прибайкалья объединить усилия и добиться выполнения простых и законных требований: провести объективный анализ способов решения энергетических проблем Монголии без строительства каскада ГЭС на Селенге; оповестить общественность в России о последствиях возведения гидросооружений на основном притоке Байкала; оценить кумулятивный эффект не только от проекта возведения ГЭС, но и от проектов по отведения канала в пустыню Гоби и горнодобывающих проектов в бассейне Селенги.
Как сообщалось ранее, специалисты Института систем энергетики им. Л.А. Милентьева СО РАН подготовили анализ последствий строительства ГЭС на Селенге. Ученые уверены, что сооружение изменит климатические, биологические, гидрологические природные процессы в экосистемах Байкала и Селенги. ГЭС приведет к деградации земель, подъему уровня грунтовых вод, ухудшению качества воды, нарушению миграции рыб, изменению температурного режима. Кроме того, изменится естественный сток Селенги, а также условия для рыбного и коммунального-бытового хозяйства, водного транспорта в российской части Селенги и на озере Байкал. Реализация проектов не только окажет негативное влияние на экосистему озера, но и может дестабилизировать работу ГЭС Ангарского каскада.
Источник: «Байкал24.Наука»