Роли Северного морского пути в развитии арктических коммуникаций была посвящена VI Всероссийская морская научно-практическая конференция «Арктика-2015», которая в течение двух дней проходила в областном центре. Она проводится Мурманским государственным техническим университетом и ФГУП «Атомфлот» под эгидой Морской коллегии при правительстве России. В этом году в ней также приняли участие ученые Кольского научного центра и Дальневосточного отделения РАН, Военной академии Генштаба России, Военно-морской академии имени адмирала Кузнецова, Института проблем нефти и газа РАН.
Историю и современность объединил «Седов»
Открывая конференцию, губернатор Марина Ковтун подчеркнула, что региональное правительство традиционно поддерживает проведение в нашем регионе столь представительных форумов. По словам главы области, нынешняя конференция призвана продемонстрировать возрождение в России интереса к высоким широтам. Отметила Марина Ковтун и те сложности, с которыми сталкиваются практически все северные территории. И в первую очередь это отток населения. А связующим звеном между приарктическими субъектами РФ является Севморпуть, драйверами роста которого должны стать углеводородные проекты отечественных компаний.
Председатель областной думы Михаил Ильиных, приветствуя участников форума, подчеркнул, что нынешняя конференция ставит своей задачей всесторонне обсудить состояние дел России в Арктике.
– В контексте новых стратегических задач, связанных с арктическим вектором развития и ролью Мурманской области в их выполнении, все больше вопросов, регулирующих хозяйственную деятельность в регионе, будут требовать пристального внимания законодателей, – резюмировал глава регионального парламента.
Ректор МГТУ Сергей Агарков в своем выступлении отметил важную роль инженерного морского образования. Ведь без этих специалистов невозможно обеспечить безопасность мореплавания, тем более в сложных условиях Арктики.
В рамках конференции проведено шесть научных сессий. Речь на них шла о развитии СМП и тенденциях современного социально-экономического положения арктического побережья, перспективах освоения энергетических ресурсов Арктики и задачах по обеспечению здесь интересов национальной безопасности страны. Отдельной темой стали вопросы экологической тематики и развития промышленного рыболовства.
Вспомнили участники форума и о своих славных предшественниках. Ровно сто лет назад экспедиция под командованием потомственного русского морского офицера, гидрографа, геодезиста и исследователя Арктики Бориса Вилькицкого впервые совершила сквозное плавание по трассе Севморпути из Владивостока в Архангельск. Не было забыто и имя русского гидрографа и полярного исследователя Георгия Седова, организовавшего экспедицию к Северному полюсу. Кстати, на борту барка, носящего имя ученого, проходило пленарное заседание конференции.
Экономика пока «проскальзывает»
Но главное, конечно, чему уделили внимание докладчики, – современное состояние дел в Арктике. Разговор на эту тему получился весьма откровенным. Участники конференции не обходили острые углы и не замалчивали серьезные проблемы.
– Наращивание государственного спроса на развитие окраинных территорий сейчас идет через так называемые мегапроекты. Однако все очевиднее, что большинство проектов в Арктике, что называется, проскальзывают с точки зрения экономики. Далеко не всегда затраты эффективны, а ожидания оправдываются, – считает академик Павел Минакир, возглавляющий Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН.
В структуре интереса России к Арктике докладчик выделил три очевидных целевых сегмента: сохранение статуса страны как мирового поставщика углеводородов, поддержание военно-стратегического баланса для исключения передела все тех же ресурсов и создание нового альтернативного международного транспортного коридора для глобальной экономики между Европой и Азией.
И первый вопрос, который при этом возникает: каковы параметры окупаемости этих проектов? Внятного ответа на него, признался Павел Минакир, он так и не нашел. А ведь, скажем, тому же Севморпути придется конкурировать с южным морским коридором и Транссибом. Так что трасса должна быть достаточно мощно оснащена технически и при этом иметь явное экономическое преимущество перед уже отработанными маршрутами.
Второй вопрос еще более важен: каковы источники финансирования? Внешних не видно. Остаются только внутренние ресурсы – государственные и частного бизнеса. Но будет ли частный бизнес вкладывать средства в столь длительные проекты? Значит, упор будет сделан на бюджетные средства? Но тогда возникает третий вопрос: как концентрация ресурсов в отдельных регионах повлияет на реализацию общенациональных задач?
– Возникает конкуренция с другими регионами, – отметил Минакир. – Субъекты Федерации начинают выстраиваться в очередь и толкаться локтями.
Что шельф грядущий нам готовит?
Безусловным стимулом для развития Арктики являются ее природные богатства.
– Шельф у нас уникальный, здесь расположены нефте- и газоносные бассейны планетарного масштаба. Причем газа здесь существенно больше, около 80 процентов от всех разведанных запасов, – подтвердил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института проблем нефти и газа Василий Богоявленский.
Однако, продолжил ученый, политические события последнего времени требуют внесения существенных корректив во все ранее принятые планы. Так, в условиях международных санкций нам необходимо ориентироваться на отечественные технологии. Таковые, конечно, отчасти имеются. Но проблем больше, чем возможностей для их преодоления. Скажем, буровой флот страны фактически потерян. А даже те суда, что имеются, оснащены зарубежным оборудованием. И уже возникают проблемы с запасными частями и расходными материалами. Чтобы поддерживать стабильные объемы добычи, на три эксплуатационные скважины надо бурить одну разведочную. У нас это соотношение сегодня – 25 к 1. Кроме того, в отрасли, по мнению докладчика, наступил кадровый голод.
Еще один вызов – сланцевая революция. Василий Богоявленский считает ее прямой угрозой для российской экономики. В первую очередь необходимо говорить о роли США. Сейчас американцы строят 32 завода по сжижению газа! Иначе говоря, из крупнейшего импортера они готовятся стать экспортером энергоресурсов. А это серьезнейший передел мирового рынка.
Япония, еще один серьезный потребитель газа, активно развивает его добычу из газовых гидратов. В этом они уже опередили все остальные страны. Мы, конечно, лидеры по запасам нефти и газа в Арктике. Но будут ли они востребованы, особенно с учетом высокой стоимости добычи?
Газпрому и Роснефти розданы огромные участки для освоения разведанных месторождений. Богоявленский опасается, а справятся ли с ними наши компании. Роснефть заключила множество договоров с западными компаниями, но после введения санкций большинство из них покинули эти проекты.
– Большой нефти и газа в течение ближайших 10-15 лет мы с шельфа Арктики не получим, – считает докладчик.
Ах, этот изменчивый климат!
Но даже то, что имеем, мы расходуем, мягко скажем, не очень рачительно. Данные о том, сколько нефти мы разливаем при добыче и транспортировке, разнятся на порядок – от 1 до 10 процентов. Впрочем, даже один пролитый на землю процент – это очень много.
Тему рационального природопользования развил заместитель председателя президиума Кольского научного центра РАН, профессор Владимир Маслобоев. Его доклад был посвящен эколого-экономическим последствиям изменения климата в акватории Севморпути. Изменения климата, отметил Маслобоев, разнонаправленные. Но суммарно они неблагоприятны для экономики
– Арктика – регион уязвимый с точки зрения сохранения экологического баланса. И говорить об этом надо сейчас, пока не ведутся активные работы в больших масштабах. Иначе потом может быть просто поздно, – подчеркнул докладчик.
Использование Севморпути для морских перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с южным маршрутом через Суэцкий канал. Но, считает Владимир Маслобоев, большого транзитного потока по СМП не будет. Этот маршрут в первую очередь нужен для вывоза добываемых в высоких широтах углеводородов. Это национальный коридор развития. Но нужно разумно использовать его потенциал.
Прямая речь
Марина КОВТУН, губернатор Мурманской области:
– Развитие Арктического региона является важнейшей стратегической задачей реализации потенциальных возможностей нашей страны. Это наш мощный ресурс в международной конкуренции, которым мы обязаны воспользоваться. Сегодня, в условиях осложнения геополитической обстановки и введения санкций против нашей страны, мы ясно осознаем, насколько важна консолидация усилий всех уровней и ветвей власти, бизнеса, науки и общества для преодоления вызовов, с которыми сталкивается Россия.
Василий БОГОЯВЛЕНСКИЙ, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН:
– Повышенный интерес к нефтегазовым проектам шельфа Арктики основан на том, что именно здесь возможны открытия наиболее крупных месторождений, а открытия на суше в последнее десятилетие характеризуются небольшими запасами. В период с 2003-го по 2013 год в России было открыто 533 новых нефтяных месторождения. В 2013 году открыто минимальное их количество (32), а средние запасы составили всего 1,3 миллиона тонн. При этом в 2014 году в Карском море было открыто крупное месторождение «Победа».
Владимир МАСЛОБОЕВ, заместитель председателя президиума Кольского научного центра РАН:
– Для ряда арктических регионов Северный морской путь является единственным средством жизнеобеспечения и напрямую влияет на их продовольственную безопасность. В связи с этим обеспечение экологической и транспортной безопасности арктических коммуникаций является актуальной задачей.
Источник: Мурманский вестник