На причале Архангельского морского-речного вокзала стометровая очередь. Жители и гости города спешат увидеть парусник «Крузенштерн» в последний день его стоянки в порту.
Волонтеры пропускают группы по двадцать человек. Перед подъемом на парусник получаем инструкции: в судовой колокол не звонить, механизмы и шестеренки не трогать, от трапа двигаться по часовой стрелке. На обзорную экскурсию одной группе дается двадцать минут, но так как на судне таких групп великое множество, никто специально не следит за временем пребывания.
Поднявшись на «Крузенштерн», сразу замечаешь бесконечные канаты и тросики, аккуратно расположенные на палубе. Четыре огромные мачты, самая высокая из которых достигает 62 метров, поражают своей мощью. Посетители стараются внимательно рассмотреть каждую детальку барка и сфотографироваться на фоне примечательных частей судна.
На палубе дежурят ребята-курсанты из военно-морских учебных заведений. Они обстоятельно отвечают на возникающие у гостей вопросы: «А это что за штучка?», «А для чего это?», «Из чего сделана палуба?». На последний вопрос ответ у курсантов готов заранее: «Африканский тик за один миллион долларов».
Поняв, что без гида нам тут не обойтись, мы подошли к одному из юных моряков и попросили рассказать о паруснике и своей морской жизни. Святослав Гамидов – судомеханик на «Крузенштерне» – окончил третий курс Калининградского морского рыбопромышленного колледжа. Для него это первый выход в море. Первое испытание его как профессионала. Святослав провел нас по судну и даже показал его сердце – машинное отделение, где находятся двигатели.
Юноша рассказал, что путешествие барка началось 67 дней назад. За это время он побывал во Франции, Исландии и других странах, прошел Средиземное, Черное, Белое, Баренцево моря, Атлантический океан. Перед посещением Архангельска парусник заходил в порт Мурманска. Наш город – предпоследняя точка пути, через двенадцать суток «Крузенштерн» вернется в родной порт в Калининграде. В учебном плавании участвуют 120 курсантов в возрасте 17-18 лет и почти 90 человек постоянного экипажа.
– Очень хочется домой. Сейчас у всех курсантов приподнятое настроение, ведь скоро наше плавание завершится. Я мечтал работать на «Крузенштерне» и рад, что попал сюда.
Между собой ребята ласково называют судно «Крузик». Хотя признаются, что к паруснику и морю относятся серьезно, тут не до шуток. В этом путешествии экипажу пришлось преодолеть шторм силой девять баллов (максимальная сила – 12 баллов).
– Поднимались волны высотой до двух метров. Страшно не было: мы проходили инструктаж, так что были готовы и успешно справились с этим испытанием.
Работы у юных мореплавателей хватает: мыть палубу, чистить, грунтовать и красить мелкие детали, нести вахту, ставить паруса, управлять судном. Распорядок дня у курсантов достаточно строгий и постоянный: подъем в семь часов утра, завтрак, построение, распределение по рабочим местам, обед, снова работа, ужин и отбой. Свободное время, с 20 до 22.30, ребята проводят в специально оборудованном кинозале за просмотром фильмов. На питание моряки не жалуются: меню разнообразное, правда, фруктов не всегда в достатке.
С морскими приметами ребята знакомы: свистеть на судне нельзя, девушки на корабле – к несчастью. Кстати, на «Крузенштерне» практикуются три девушки, две из них француженки. Несмотря на то, что для большинства курсантов это первое учебное плавание, собственные приметы у них тоже сложились:
– Ректор Калининградского государственного технического университета приезжал в города, куда мы заходили, и провожал нас в новый путь. Но он не проводил нас в Исландии, и там мы сломали бушприт (балка на носу судна), не проводил нас в Мурманске – мы сели на мель при заходе в архангельский порт. Не приехал и сюда… Но надеюсь, благополучно дойдем до дома.
Источник: Двина Информ