Немецкий порт Вильгельмсхафен и живописный норвежский остров Нёрвейа разделяют 620 миль морского пути по акватории Северного и Норвежского морей. Во вторник утром учебный парусник «Седов» сдал лоцмана в устье реки Яде и взял курс в норвежский порт Олесунн: российский барк приглашен в качестве почётного гостя на международную регату больших парусных судов.
Преобразившийся из строгого военного в раскрашенный всеми красками лета и морского фестиваля праздничный городок, Вильгельмсхафен пополнил копилку приятных впечатлений, собираемых курсантами на протяжении рейса: заполненная парусниками и боевыми кораблями пристань; выступления музыкальных и танцевальных коллективов; феерический салют; посещение арсенала – военно-морской базы, на территории которой хранится уцелевший ствол орудия универсального калибра линкора «Тирпиц»; экскурсия по военно-историческому музею, расположенному внутри настоящей подводной лодки; поездка в аквапарк и просто прогулки по оживлённым городским улочкам и зелёным паркам. Впервые посетивший легендарный барк мэр города Андреас Вагнер остался очень доволен своим визитом, сказав на прощание, что всегда будет рад видеть мачты «Седова», возвышающиеся над всеми судами в порту Вильгельмсхафен.
Когда парусник лег на генеральный курс, был сыгран парусный аврал по подъему косых и постановке прямых парусов. Вместе с тем прогноз погоды, полученный в порту Вильгельмсхафен, обещал наступление обширного циклона с северной Атлантики. Капитан Виктор Николин принял решение укрыться от надвигающегося шторма за датским мысом Скаген. Подгоняемый попутным юго-западным ветром, «Седов» играючи прошёл под парусами 300 морских миль на левом галсе. В четверг ночью, когда барк огибал полуостров Ютландия в проливе Скагеррак, ветер резко сменил направление, задув с севера. В 4 утра курсанты вышли на уборку и укатку парусов под проливным дождём: непростой ночной аврал практиканты выполнили чётко и слаженно, несмотря на шестибалльный шторм, значительную качку и порывы ветра до 15 метров в секунду. К утру «Седов» благополучно достиг якорной стоянки внешнего рейда порта Скаген, где неожиданно встретился со своим «коллегой» – барком «Крузенштерн», следующим в порт приписки Калининград. Парусники Росрыболовства поприветствовали друг друга троекратными сигналами мощных судовых тифонов.
На борту тем временем продолжаются практические занятия курсантского состава с судовыми специалистами. Будущие штурманы изучают оборудование ходового мостика, учатся распознавать береговые ориентиры и определять по ним местоположение судна, отрабатывают навыки работы с морскими картами и навигационными пособиями. Курсанты-электрики помогают судовому электромеханику следить за состоянием электрооборудования барка и устраняют мелкие неисправности, изучают принципы работы ГРЩ, трансформаторов и генераторов. Будущие судомеханики несут вахту в машинном отделении вместе с мотористами и механиками, учатся обслуживать балластные, водонагревательные и другие системы судна, изучают устройство и следят за исправной работой дизельных двигателей. Полным ходом идёт подготовка к предстоящим квалификационным экзаменам: по окончании заходов в порты Норвегии предстоит итоговая проверка знаний, полученных во время плавательной практики.
Источник: МГТУ, Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью