В понедельник вечером парусник «Седов» завершил стоянку в одном из самых красивых и удивительных городов мира, в гавани которого провел четыре незабываемых дня. Порт Барселона (каталонцы называют его «окно в мир»), один из крупнейших в Европе, всегда играл большое значение в развитии столицы Каталонии. Это, по существу, четыре порта в одном: здесь есть доступный пассажирский порт, изрезанный маринами с причалами для круизных лайнеров, частных яхт и спортивных катеров; торговый порт, включающий более тридцати терминалов для погрузки и выгрузки любых товаров, в том числе в контейнерах; транспортный узел по поставке энергоресурсов и, наконец, центр логистики, осуществляющий услуги по распределению и транспортировке грузов как в Испанию, так и в другие европейские страны.
За многие века своего существования Барселона постепенно обрела облик современного мегаполиса, где городские здания как будто соперничают друг с другом в оригинальности стиля и убранстве. Модерну здесь, несомненно, равных нет. В наши дни город продолжает динамично развиваться и совершенствоваться: вырастают небоскребы, расширяется территория порта и окрестностей. Главный девиз Барселоны – преображение и обновление. Экипаж и курсанты барка «Седов» по достоинству оценили самые известные достопримечательности города. Поющие фонтаны дворца Каталонии называются волшебными из-за неповторимой игры музыки и света: на феерический танец воды под аккомпанемент классических и современных музыкальных произведений можно смотреть бесконечно. Возвышающиеся над городом-гигантом телекоммуникационная башня Койсарола на горе Тибидабо и 144-метровая башня Агбар из стекла и стали являются главными символами научно-технического прогресса ХХI столетия. Но больше всего поражают своим великолепием необыкновенные архитектурные шедевры, воздвигнутые великим зодчим Антонио Гауди и признанные ЮНЕСКО достоянием человечества. Сорок лет великий маэстро потратил на создание только одного из своих главных творений, мечту и смысл всей жизни –– Базилику Святого Семейства, эпохальное строительство которой до сих пор не окончено после трагической гибели архитектора под колёсами трамвая в 1926 году. На вопрос, когда же будет завершена работа по возведению SagradaFamilia, великий архитектор отвечал: «Мой клиент не спешит – у Бога в распоряжении все время мира».
По приглашению администрация Морского музея Барселоны команда и практиканты легендарного парусника побывали на выставке моделей старинных и современных кораблей и маяков, судовых механизмов и работ маринистов, а также познакомились с историей развития порта Барселона. Самыми впечатляющими экспонатами оказались модель парусника «Виктория» – каракки, совершившей первое в истории кругосветное плавание в составе небольшого флота из пяти судов под командованием Магеллана и единственной вернувшейся домой, и реконструированная в натуральную величину королевская галера ХVI века, корма и борта которой богато украшены деревянными изваяниями, позолоченным резным орнаментом и картинами.
Словами не передать неповторимое очарование и красоты Барселоны. Барк «Седов» подарил курсантам и экипажу уникальную возможность – увидеть жемчужину Средиземноморья своими глазами. Все дни стоянки парусник был открыт для посещений. День независимости Каталонии – праздник, отмечаемый 11 сентября – стал отличным поводом познакомиться с русским кораблем, а помимо местных жителей на борту побывало немало соотечественников.
Одно лишь вызывающее легкую грусть событие случилось в Барселоне: экипаж и курсанты барка «Седов» проводили домой нижегородских юнг – молодым морякам пришла пора вернуться за школьную скамью. Кстати сказать, отважные юнги основательно готовились к морскому походу на самом большом в мире учебном паруснике: занимались скалолазанием для цепкости рук и «бороздили» воды Горьковского водохранилища, а потому не уступали в сноровке опытным курсантам. Среди большого количества впечатлений ребятам, конечно же, запомнились подъёмы на мачты, где на высоте в несколько десятков метров захватывает дух от открывающегося взору морского пейзажа; парусные авралы, парады парусов и экипажей на международных фестивалях; прогулки в иностранных портах; и самое главное – дружная, приветливая и жизнерадостная команда прославленного барка, которая многому научила морских «волчат». На прощание школьники организовали для экипажа и курсантов концерт, исполнив довольно серьёзные для своего юного возраста произведения. Руководитель практики юнг, капитан и опытный яхтсмен Павлов Александр Христофорович сочинил песню, посвященную ветерану-винджаммеру, его экипажу и тем событиям, что происходили на борту, пока юнги знакомились с морем:
Вот команды «Швартовы отдать!» и «Прощание Славянки» играть.
Значит, время прошло лишних слов: снова в море выходит «Седов».
Экипажу у борта стоять, на корме флаг России поднять,
И застыли курсанты в строю: я себя среди них узнаю.
«Седов» – на мачтах высота, «Седов» – надежда и мечта,
«Седов» – на белых парусах зарю качает на волнах.
«Седов» – построен экипаж, «Седов» – «седой» корабль наш,
«Седов» – поставим паруса: России гордость и краса!
Здесь мы службу морскую прошли, здесь мы дружбу мужскую нашли.
В разных странах и разных портах по родным мы скучали краям.
И пускай пронесутся года, но я знаю, что буду всегда
Помнить вахту, и шторм, и аврал, где я юнгой на мачте стоял.
И когда мы с похода придём, эту песню с тобой мы споём,
За команду и парусный флот, и за тех, кто по морю идёт…
Вот команды «Швартовы отдать!» и «Прощание Славянки» играть,
Снова в море уходит «Седов»: с нами флаг, с нами флот, с нами Бог!
Капитан Виктор Николин был приятно растроган, обращаясь к нижегородцам: «Нет слов – здорово! Большое спасибо за ваш труд. Надеюсь, кто-нибудь из вас останется в морской профессии. Кто-то, возможно, выберет другую стезю. Но время, проведенное у нас на борту, запомнится навсегда: это была начальная ступень вашей взрослой жизни».
В испанском порту были пополнены запасы пресной воды, топлива и продовольствия для продолжения плавания.
Сейчас барк «Седов» идет под парусами в Балеарском море. На борту возобновились судовые работы и учебные занятия. Впереди десятидневное плавание по Средиземному морю к берегам Италии.
Источник: МГТУ, Марина Кожухова, помощник капитана по связям с общественностью