Росрыболовство подготовило собственную концепцию рыбного кластера на Дальнем Востоке и представило ее отраслевому сообществу во Владивостоке.
Презентацию провел заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук, а в обсуждении приняли участие представители властных структур региона, ученые, руководители общественных организаций, крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий.
– Рыбный кластер выходит за границы Приморья и охватит основные рыбацкие регионы Дальнего Востока,– сообщил корреспонденту «В» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов. – Делается это в рамках поручения президента России Владимира Путина. Поставлена задача увеличить объемы поставок дальневосточной рыбы и морепродуктов на внутренний рынок, а также принять меры для снижения цен на рыбу.
– Какие территории теперь охватит кластер?
– Те, где сконцентрированы добывающий флот и переработка, транспортно-логистические центры.
В Дальневосточном федеральном округе на первом этапе будет сформировано четыре основных дивизиона – Приморский, Камчатский, Сахалинский, Курильский. Профиль каждого дивизиона будет определен исходя из естественных конкурентных преимуществ каждой из перечисленных территорий и экономической целесообразности. В целом кластер включает в себя всю цепочку создания стоимости продукции – от добычи или выращивания рыбы до реализации конечной продукции.
Особое место в проекте занимает Приморье – благодаря связке с Транссибом, близости к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, развитости науки и социальной инфраструктуры, введению режимов ТОР и свободного порта Владивосток. В связи с этим в крае планируется развитие предприятий первичной и глубокой переработки рыбного сырья, в первую очередь минтая и сельди. А также судоремонта.
Что касается доставки потребителям, то здесь будет реализовано еще одно поручение главы государства. Речь идет о масштабном выпуске оте-чественных рефрижераторных контейнеров. Их можно будет собирать на Уральском машиностроительном заводе. Пока что на российской железной дороге используются рефконтейнеры секонд-хенд из Китая.
На первом этапе реализации рыбного кластера предлагается инициировать пять инвестиционных и организационных проектов в Приморье.
Стартом послужит создание крупнейшего на российском Дальнем Востоке холодильно-складского комплекса, вмещающего единовременно до 50 тысяч тонн продукции. Уже определено место на мысе Назимова во Владивостоке, куда можно подвести железнодорожную ветку.
Буквально следом начнется строительство в регионе завода по производству филе минтая мощностью 65 тысяч тонн в год. К 2020 году планируется обрабатывать около 200 тысяч тонн сырья, что позволит перенаправить на дальнейшую глубокую переработку в Россию около 30% экспортируемого сейчас в Китай полуфабриката минтая. Также сделана заявка на строительство завода по производству замороженных полуфабрикатов (рыбных палочек и стейков) общей мощностью 36 тысяч тонн продукции в год, в том числе для обеспечения нужд государственных закупок по линии Минобороны, МЧС и в закрома госрезерва. Таким образом, будет сформирован полный цикл переработки минтая – основного промыслового объекта отечественного рыболовства – в интересах россиян.
Не сбрасывается со счетов и строительство многоцелевого рыбоперерабатывающего комплекса. Площадкой для него может стать Шкотовский или Надеждинский район. Бизнес-модель проекта подразумевает возведение под ключ и сдачу в аренду небольшим береговым рыбопромышленным предприятиям перерабатывающих цехов и холодильных складов. Кроме того, данный комплекс может стать площадкой для переработки продукции предприятий марикультуры, центром развития малого и среднего бизнеса.
В планах также создание инновационного парка, который объединит научный потенциал России в сфере рыбных технологий, в частности, морских биотехнологий. Прежде всего, планируется организация бизнес-акселератора (финансового и социального института поддержки промышленных компаний) и опытных производств. Росрыболовство намерено такой парк совместно со специальным венчурным фондом разместить на базе ДВФУ на острове Русском. Приморское рыбацкое сообщество предложило агентству сделать ставку все же на Дальрыбвтуз и ТИНРО-Центр, которые десятилетиями занимались данной проблематикой, имеют научно-исследовательский флот и береговые лаборатории, их исследования и практические наработки признаны во всем мире.
– А чем будут заниматься другие дивизионы?
– Камчатка рассматривается как бассейновая база флота и судоремонта. В переработке акцент сделан на уловы лососевых и других объектов промысла (наваги, корюшки, олюторской сельди), доставляемых на берег в охлажденном виде. Петропавловск-Камчатский выступает как один из основных пунктов перевалки и хранения рыбопродукции, которая будет доставляться Северным морским путем через Мурманск и Архангельск в центральную часть России.
Сахалин рассматривается, прежде всего, как центр добычи и переработки лососевых, включая выпуск икры, филе и конечной готовой продукции. На Курилах, согласно концепции, целесообразно развивать переработку уловов в охлажденном виде, в первую очередь минтая, сардины иваси и скумбрии, сайры, кальмара.
В целом концепция кластера одобрена участниками совещания. В ходе обсуждения был уточнен ряд деталей, по его итогам решено внести изменения в концепцию с учетом высказанных предложений и приступить к реализации.
Уже в феврале Росрыболовство планирует начать подписание с дальневосточными регионами соглашений о взаимодействии при создании кластера. Одновременно с этим будет проводиться работа по привлечению инвесторов.
По предварительным расчетам, проект только в Приморье обеспечит привлечение частных инвестиций в объеме 17 млрд рублей, налоговые поступления в объеме 1,6 млрд рублей в год и создание 1300 рабочих мест.
Реализация первого этапа проекта в нашем крае позволит к 2018 году обеспечить производство дополнительных 100 тысяч тонн рыбной продукции ежегодно и даже, как уверяют авторы концепции рыбного кластера, снижение цен на рыбопродукцию примерно на 10%.
Как отметил Петр Савчук, презентуя во Владивостоке концепцию рыбного кластера, ничего подобного в истории рыбной промышленности современной России еще не было.
Источник: Vladnews.ru