Росрыболовство высказалось по «спутниковому вопросу»

Эксклюзивный комментарий для ИА «Дейта»

Замена технических средство контроля (ТСК) российских рыболовных судов в срок до 31 марта 2016 года, которую планируется осуществить согласно приказу Росрыболовства, вызвала бурную реакцию в отраслевых кругах. С критикой данного решения выступили отраслевые общественные организации и ряд экспертов. Специально для ИА «Дейта» пресс-служба ФАР уточнило позицию ведомства в эксклюзивном комментарии.

Речь не идет о замене одной иностранной космической спутниковой системы на другую («Инмарсат» и сейчас используется для передачи данных с промысла). Наоборот, согласно планам, в этом году рыбопромысловым судам будет разрешено использование российской спутниковой системы – «Гонец» (передает данные мониторинга ГЛОНАСС). Госкомиссия в конце декабря приняла в эксплуатацию спутниковую группировку второго поколения «Гонец». Она постоянно поддерживается, проблем с глобальным покрытием нет. Более того, в течение 2015 года Центр системы мониторинга рыболовства и связи (ЦСМС, находится в ведении Росрыболовства) и спутниковый оператор проводили испытания судовой станции «Гонца». В ближайшее время будет проведена повторная опытная эксплуатация доработанного механизма на судах – это необходимо перед масштабным

Позиционирование через систему «Аргос», по результатам проверки Счетной палаты и других контролирующих органов, не соответствует российскому законодательству. Дело в том, что «Аргос» не имеет оператора на территории Российской Федерации. Ранее у «Аргос» существовали две станции сопряжения для приема спутникового сигнала на территории России – в Дальневосточном и Северном бассейнах. Но как выяснилось, эти станции были отключены. Соответственно, вся информация о позиционировании судов рыбопромыслового флота сначала поступает во французский город Тулуза, где обрабатывается, и только потом наземными каналами связи передается в российские региональные центры мониторинга. Такая схема допускает возможность корректировки данных, передаваемых в Россию.

В прошлом году, после получения представления Счетной палаты, было направлено письмо в компанию-оператор Collecte Localisation Satellites, с указанием нарушений. Мы подтвердили, что хотим продолжить сотрудничество по «Аргосу», и попросили привести их деятельность на территории России в соответствие с нашим законодательством. Этого до сих пор не сделано. Однако в январе, после нашего оповещения рыбаков о необходимости замены «Аргос», компания выразила готовность обсудить ситуацию. Переговоры запланированы на начало февраля.

Использование системы «Аргос» на территории России было предписано приостановить с 1 января 2016 года. Росрыболовство договорилось с контролирующими органами о переходном периоде (в результате непростых переговоров был согласован переходный период до 31 марта 2016 года) и заранее предупредило рыболовецкое сообщество о сложившейся ситуации.

В связи с тем, что идет активный промысел и переходный период составляет три месяца, ЦСМС будет рассматривать ситуацию по каждому судну, оснащенному терминалом «Аргос». В том числе – проводить тестирование очень оперативно, существенно сократив нормативные сроки. Кроме того, часть судов даже во время путины все равно заходит в порты, соответственно, у нее есть возможность протестировать ТСК или установить новое оборудование.

Что касается затрат: «Инмарсат» и ее судовые земные станции используются при подаче сигнала бедствия, значит, ими по умолчанию должно быть оборудовано любое судно, которое находится в море. Фактически станция может уже стоять на судне, просто судовладелец не заявлял ее к тестированию как ТСК в региональном центре мониторинга.

В отношении тех судов, на которых имеется оборудование системы «Инмарсат», возможное к использованию в качестве ТСК, обсуждается возможность проведения региональными центрами мониторинга процедур по тестированию ТСК без захода судна в порт – на основании заявки судовладельца и его гарантийного письма, в соответствии с которым судовладелец обязуется пройти процедуру тестирования ТСК при первом заходе судна в порт.

Проектная стоимость терминала системы «Гонец» в зависимости от комплектации составляет 60-80 тысяч рублей, что значительно ниже аналогов. Стоимость передачи данных в системе «Гонец» в несколько раз ниже стоимости передачи данных иностранными спутниковыми системами связи. Средства, полученные в счет уплаты услуг «Гонца» идут непосредственно в бюджет Российской Федерации, а не на счета иностранных кампаний.

В соответствии с декабрьским письмом ФГУП «Морсвязьспутник» в связи с тем, что севернее/южнее 75 градуса широты не гарантируется устойчивая связь, вместе с тем в целях повышения точности и надежности передаваемых данных о местоположении судов предлагается организовать мониторинг местоположения судов путем комбинирования двух независимых технологий сбора данных с использованием ТСК на базе оборудования спутниковых земных станций космических систем передачи данных («Инмарсат» или «Гонец») и спутниковой обработки сигналов автоматизированной идентификационной системы (далее – АИС) от судовой аппаратуры АИС. В настоящее время проводится тестирование системы мониторинга судов с использованием Автоматизированной идентификационной системы. Данные от устройств АИС получаем от ФГУП «Морсвязьспутник».

Все вышеперечисленные аспекты будут отражены в готовящемся в настоящее время и проходящем согласование проекте приказа Минсельхоза России «Об утверждении Порядка передачи данных с использованием технических средств контроля и их виды», предполагаемый срок ввода в действие которого – 31 марта 2016 г.

Вопросы организации рыболовства иностранными судами в российских водах регулируются межправительственными соглашениями. Соответственно, вопрос, связанный с переоборудованием, будет решаться в рамках взаимодействия со странами-участниками соглашений.

Источник: ИА «Дейта»