Торжественные мероприятия, посвященные 90-летию со дня спуска на воду легендарного парусного судна «Крузенштерн», пройдут в сентябре. Об этом в ходе пресс-конференции в пресс-центре ИА «Росбалт» сообщил бывший капитан барка, начальник управления мореплавания и практической подготовки (УМ и ПП) Михаил Новиков.
По его словам, к памятной дате будет выпущена книга об истории корабля. «В книге записи гражданских актов стоит дата 24 июня 1926 года, когда судно было спущено на воду. Первое название его было «Падуя». Новое имя, «Крузенштерн», судно получило в феврале 1946 года и с 1946 по 1966 год совершало плавания под военно-морским флагом России, а с 1966 года перешло в Росрыболовство. Получается, что в этом году такие крупные даты, как 90-летие судна, 70 лет как «Крузенштерн» совершает плавание под именем «Крузенштерн» и 50 лет как «Крузенштерн» совершает плавания под вымпелом Росрыболовства», – сказал Новиков.
Он также добавил, что «Крузенштерн» за свою историю прошел более 1 млн 200 тыс. морских миль, совершив два кругосветных плавания. Общее число курсантов морских училищ, прошедших на нем практику, превышает 16 тыс. При этом порядка 40% из них, по его оценке, «связали свою жизнь с морем». Ежегодно на судне обучается 360 курсантов Учебных заведений Росрыболовства из Калининграда, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ейска, а также из морских школ Польши и Франции. Барк «Крузенштерн» – один из крупнейших парусников мира. Длина его палубы – 116 м, а общая площадь парусов 3,7 кв. км. Порт его приписки – Калининград.
Относительно технического состояния судна Михаил Новиков подчеркнул, что износ корпуса «Крузенштерна» – минимален: «Крузенштерн может служить очень долго, до того момента, пока его будут любить, уважать, лелеять и ценить как уникальный технический объект. Во время нашего периодического ремонта, когда судно ставят в сухой док, речь о выводе из эксплуатации «Крузенштерна» по причине износа корпуса не идет вообще. Износ корпуса минимален. Речь о выводе из эксплуатации такого судна может идти только если содержать его будет экономически невыгодно, как это происходит, например, за границей».
Капитан «Крузенштерна» Михаил Еремченко рассказал, что на борту судна регулярно проводят переговоры представители дипмиссии, а также первые лица различных государств. Кроме того, по его словам, в последнее время командование судна вынуждено прибегать к защите юристов из-за решения Гаагского суда по делу ЮКОСа. «С дипломатической работой мы сталкиваемся практически в каждом порту: визиты консульских и посольских работников, известных людей, первых лиц. Получается, Крузенштерн является дипломатическим посланником мира, который сближает страны», – сказал он.
Президент агентства «Клуб путешествий», которое сотрудничает с руководством «Крузенштерна», тележурналист Михаил Кожухов отметил, что данное судно – одно из немногих, способных функционировать без современных технических приборов: «Уникальность «Крузенштерна» в том, что он, конечно, оснащен сегодня современными средствами навигации, связи, моторами, но все, что имеет отношение к парусам и мачтам, делается вручную, на глаз. Есть уставы и регламенты, но невозможно обрегламентить ветер. Потому что в каждую секунду ситуация может складываться так, что это невозможно прописать в инструкции. Это только опыт, только интуиция и только палубная команда, которая эту гигантскую махину способна провести через штормы, проливы и океаны. Существует в мире человек двадцать, способных взять на себя командование таким судном».
Источник: Росбалт