Прибалтийские шпроты на российском рынке заменят калининградскими. Местные рыбаки и производители консервов бьют рекорды производительности. Помогли им в этом субсидии из регионального бюджета и санкции на продукцию прибалтийских конкурентов. Квоты на вылов были увеличены, и теперь рыбы так много, что заводы устанавливают дополнительное оборудование.
Рыбка за рыбкой — аккуратно, но очень быстро. Шпроты в банки Людмила Завада укладывает тридцать с лишним лет подряд. За смену собирает больше полутора тысяч банок.
«Рыба хорошая у нас пошла, красивая, золотая», — говорит Людмила Завада, работница рыбоконсервного комбината «За Родину!».
С прошлого года завод обрабатывает на несколько десятков тонн рыбы больше. В помощь рабочим здесь поставили новые коптильные печи, обжарочную линию и две закаточных машины. Однако шпроты, кильку в томатном соусе и еще несколько десятков видов консервов укладчики по-прежнему собирают вручную.
«Пока никто еще не придумал технологию, позволяющую делать это в автоматическом режиме, поэтому процесс полностью ручной, начиная от наколки, заканчивая укладкой», — говорит Дмитрий Ангелов, начальник консервного цеха №1.
Из-за продуктовых санкций рыбу мелькосельдевых пород, которая водится в Балтийском море, в странах Прибалтики и Швеции Калининградская область больше не закупает. Чтобы избежать дефицита, федеральное правительство в прошлом году увеличило квоты для местных рыбаков, и улов сразу вырос на треть.
Кроме того, в рамках программы развития рыбохозяйственного комплекса власти выделили добывающим компаниям 196 миллионов рублей в прошлом и позапрошлом году, а в 2016 году — еще почти 100 миллионов рублей. Средства пошли на модернизацию флота, строительство новых причалов и цехов по приемке, заморозке и переработке улова.
«Если раньше МРТК максимум брал 20 тонн на борт судна, то сейчас может принимать где-то 40 тонн рыбы. Мало того, что если раньше вручную эта рыба перегружалась, ящики по 30 примерно килограммов, то сейчас на таких судах стоит насосы, которые с трала поднимают эту рыбу на борт судна», — говорит Андрей Михалевич, руководитель агентства по рыболовству Калининградской области.
На этом комплексе в день замораживают почти 300 тонн свежей рыбы. В нескольких километрах — еще один комплекс сейчас проходит пуско-наладочные работы и скоро начнет обрабатывать до 150 тонн свежей рыбы в сутки для отправки в магазины разных городов страны.
«Аппараты, то, что новое в Дании и Швеции, мы уже можем позволить себе. Уже гораздо более ощутимо с теми же наработками, которые были у них, но более уже новое, то, что они придумали», — говорит Александр Сушко, заместитель директора ГК «МАРФИШ».
Правда, профессиональных кадров для переработки выросших объемов не хватает — например, рыбоконсервному комбинату «За родину!» сейчас требуется три десятка новых сотрудников. Но на монотонную и кропотливую работу желающих среди молодежи найти трудно, а в следующем году дефицит кадров еще увеличится: предприятие планирует увеличить выпуск консервов в 3-4 раза. Но руководство обещает, что отпускную цену поднимать не будут.
Импорт рыбы из Латвии и Эстонии в Россию запрещен с июня прошлого года. Роспотребнадзор обнаружил в рижских консервах канцероген бензапирен. Чуть позднее наша страна также ввела запрет на импорт шпрот из Польши.
Источник: ОТР