Об энергетике легендарного парусника, женщинах на борту, участии в Олимпиаде в Сочи и «пельменном аврале» Михаил Новиков рассказал «АиФ-Калининград».
В этом году российскому учебному парусному судну «Крузенштерн» исполнится 90 лет. Когда огромный парусник заходит в порт, люди видят только эту величественную красоту. Но мало кто знает о «подводных камнях» и других препонах, с которыми сталкиваются мореплаватели. Пока судно готовят к очередному рейсу, журналист «АиФ-Калининград» встретился с его капитаном-наставником Михаилом Новиковым.
Помогли олимпийцам
На паруснике курсанты со всей России проходят первую морскую практику. Стихия не пугает?
Михаил Новиков: – Задача капитана в том и состоит, чтобы избегать опасностей стихии. Но все предугадать невозможно. Например, во время кругосветного плавания 1996 года, тогда я был еще вторым помощником, мы шли в Токио и попали в шторм посреди Тихого океана.
В прогнозе давали 10 баллов, а получили все 12. А это волна до десяти метров высотой и ветер до 40 метров в секунду в порывах. Он тогда порвал нам несколько парусов. Вообще «Крузенштерн» строили с большим запасом прочности. Весь комплект мачт и рей весит около 200 тонн. Оба главных двигателя тогда работали на постоянный ход, но судно практически стояло на месте. Бывало, крен достигал 35 градусов. В таких ситуациях главное, чтобы люди чувствовали себя уверенно, без паники выполняли команды. И это полностью зависит от капитана. В экстремальных условиях провели двое суток. Несколько человек после такого испытания не захотели продолжать плавание, сошли на берег во Владивостоке и отправились домой. Но для большинства курсантов практика на парусном судне – одно из самых ярких событий в жизни.
Порядок на судне должен быть во всем!
– Говорят, у каждого судна – свой характер. Объяснить это с рациональной точки зрения невозможно, но… Что нравится вашему паруснику?
– Судно хорошо себя показывает в гонках. Ему нравится состязаться. Большая часть экипажа – молодежь. И энергетика, которую она излучает, сказывается на духе корабля. Нашим курсантам на заходах в иностранные порты нравится выстраиваться в линию, кричать всякие «кричалки», махать фуражками, подниматься на мачты, показывать, что они чему-то научились. Это создает некий задиристый образ самому судну. Оно показывает, что, несмотря на солидный возраст, может быть дерзким. У него характер настоящего винджаммера – так раньше говорили о парусниках, которые «выжимают» ветер.
– Какие интересные традиции есть на судне?
– Прежде всего, это купание в парусе за бортом. И, конечно, пельменный аврал. С утра звучит команда старпома: «Пельменный аврал! Пельменный аврал!». И все свободные от вахт – от капитана до курсанта – отправляются лепить пельмени. За день нужно наделать не меньше семи тысяч – по 35 на человека, чтобы всем хватило.
– Барк участвовал в сочинской олимпиаде. Какая у «Крузенштерна» была миссия?
– Мы продумали маршрут в Сочи так, чтобы ребята смогли посетить интересные места и приобщиться к олимпийскому движению, почувствовать его дух. В 2014 году заходили в греческий город Патры, организовали автобусную экскурсию в Олимпию на первый олимпийский стадион. Курсанты и экипаж побывали на том месте, где зажигался Олимпийский огонь.
Сторожевой корабль «Адмирал Эссен» для ВМФ РФ готовится к первому выходу в море. Сторожевик «Адмирал Эссен» для ВМФ РФ готовится к первому выходу в море После этого в итальянском порту Бари от лампады в базилике Св. Николая зажгли огонь. И частицу святыни вместе с иконой привезли в Сочи. Мы передали их Александру Жукову, президенту Олимпийского комитета России, и уже на следующий день трое наших лыжников заняли весь пьедестал почёта. Всем курсантам удалось посмотреть соревнования: хоккей, фристайл, фигурное катание. Событие было грандиозное. Очень горды за державу.
– У вас на борту бывают известные люди. Встречи с кем запомнились?
– В 2010 году в Каракасе (Венесуэла) на борту «Крузенштерна» побывали наш нынешний президент, а тогда премьер-министр РФ Владимир Путин, и президент Венесуэлы Уго Чавес. Они провели короткую встречу на борту.
Женился на немке
– Меняется ли отношение к экипажу и паруснику в зависимости от международной обстановки?
– Люди в любом порту настроены к «Крузенштерну» очень позитивно. Конечно, беспокоит возможность арестов по судебным искам к РФ. Приходится при содействии приглашающей стороны организовывать юридическую защиту в зарубежных портах.
– Какие сложные решения вам приходилось принимать?
На заводе в Калининграде построят траулеры для рыбаков с Камчатки – Когда судно участвовало в гонке от Бермудских островов до США, ночью ударил такой сильный шквал, что у нас сломало мачту. До дома далеко, до Америки – ближе. Что делать, когда 16 тонн железа повисли на снастях? Решили зайти в Америку – отпилить полмачты и продолжить маршрут, а ремонтироваться уже в России. Экипаж сработал оперативно: отрезали и разоружили мачту, вовремя появились на открытии фестиваля. Все наши обязательства перед американцами по поводу проведения мероприятия выполнили. Никто и не заметил, что у нас что-то случилось.
– У вас на борту много женщин. Это сильно осложняет жизнь?
– Женщины у нас и среди судоводителей, и среди преподавателей. Плюс повара, буфетчицы, машинист по стирке, матрос-уборщик. А последние годы стали девушки-курсантки приходить. На судне такая же жизнь, как и на берегу: люди встречаются, влюбляются, некоторые женятся. Бывало, что кто-то из экипажа или курсантов знакомился с иностранками. Один из курсантов со временем женился на немке, другой – на датчанке.
В прошлом году работала третьим помощником капитана Мария Александровна. Вышла замуж за матроса с нашего судна. Красивая история получилась.
– Что интересного планируете в этом году? Юбилей всё-таки.
– Примем участие в международном фестивале в Бресте (Франция), в крупнейшей европейской парусной регате. Затем будет Балтийская регата с посещениями портов Балтийского моря. А в сентябре, после возвращения, собираемся праздновать 90-летие судна в Калининграде. Готовим для калининградцев сюрприз.
Справка
Барк построили на верфи в Брёмерхафене (Германия) в 1926 году, дав имя «Падуя». Имя «Крузенштерн» судно получило в феврале 1946 году после передачи по репарации СССР. В России барк капитально перестроили: установили двигатели и дизель-генераторы, удлинили среднюю часть надстройки судна. На паруснике снимали фильмы: «Улица Большая свобода, 7» (1935 г.), «Мятеж на «Эльсиноре» (1937 г.), «Сердце встаёт на якорь» (1940 г.), «Рыцарь мечты» (1969 г.), «Паруса» (1977 г.), «Выше радуги» (1986 г.), «Пассажирка» (2007 г.).
Источник: АиФ-Калининград