В 2015 году на нерест в реки бассейна Байкала зашло около 2 млн рыб, тогда как среднемноголетнее значение – 4,3 млн
Байкальский филиал Государственного научно-производственного центра рыбного хозяйства проанализировал состояние численности байкальского омуля и рекомендовал ввести с 2017 года запрет на его промысловый коммерческий вылов.
Об этом говорится в докладе ведомства, подготовленном для учета при принятии решения об общих допустимых уловах водных биоресурсов во внутренних водах РФ.
“С 2008 года наблюдается снижение как общей биомассы добываемого омуля, так численности производителей, заходящих на нерест”, – сказал в беседе с корр. ТАСС директор Байкальского филиала Госрыбцентра Владимир Петерфельд.
По его словам, в 2015 году на нерест в реки бассейна Байкала зашло около 2 млн рыб, тогда как среднемноголетнее значение – 4,3 млн. “В лучшие времена – за последние 50 лет – бывало, что нереститься заходило до 9,4 млн экземпляров”, – пояснил он.
Впервые за много лет биомасса омуля уменьшилась в 2008 году – до значений ниже 20 тыс. тонн, к 2012-2014 годам – до 15-15 тыс. тонн, в 2014 году показатель составил 13,2 тыс. тонн. “По итогам 2015 года биомассу омуля можно оценить на уровне 10 тыс. тонн”, – сказано в докладе.
Снижение промысла
Об уменьшении биомассы рыб-эндемиков свидетельствуют и показатели промыслового лова. По официальным данным, в прошлом году было добыто 793 тонны омуля – почти на 100 тонн меньше, чем в 2014 году, – и это минимальное значение за последние 10 лет. В ведомстве указали, что это данные только по официальному, учтенному вылову. Объемы неучтенного вылова специалисты оценивают примерно в 600 тонн.
Максимальные значения учтенного вылова были зафиксированы в 2006 и 2012 годах: тогда показатель фиксировали на отметке около 1,4 тыс. тонн. Неучтенный вылов в те годы держался на отметке примерно в 800 тонн.
“По сравнению с 1990 годами снижение запасов омуля сейчас достигло критического значения, – сказал Петерфельд. – С такой динамикой через два года омуля у нас не будет вообще”.
Причинами сложившейся ситуации эксперт называет общую экологическую ситуацию, установившееся маловодье в бассейне Байкала, наблюдающуюся не первый год засуху и браконьерский аспект. Нужны меры, которые позволили бы снизить нелегальный вылов омуля, особенно в период нереста, считают в Байкальском филиале Госрыбцентра. “Выход здесь мы видим только лишь в полном запрете на промысловый вылов”, – сказал Петерфельд. При этом допустимым предполагается сделать вылов рыбы лишь для искусственного воспроизводства и мониторинга состояния запасов: в 2017 году это значение рекомендовано в пределах 185 тонн.
Ученые и рыбаки в ожидании
“Важно понимать, что окончательного решения пока еще нет. В любом случае, это очень сложный вопрос. Потому что здесь должны быть учтены интересы коренных малочисленных народов Севера, для которых рыбный промысел – жизненно необходимая составляющая. Также должен как-то учитываться любительский лов, потому как в случае установления запрета вне закона окажутся и рыбаки-любители”, – отметил Петерфельд.
Решение, по его словам, за Росрыболовством и Министерством сельского хозяйства РФ. Рекомендуемый срок запрета на коммерческий вылов байкальского омуля, считают специалисты, – 5 лет.
Единственный в истории запрет промыслового вылова байкальского омуля действовал с 1969 по 1982 год: первые шесть лет существовал полный запрет, в последующие семь лет рыба вылавливалась для научной разведки и экспериментально. После той меры численность популяции восстановилась и на протяжении более чем двух десятилетий соответствовала норме.
Байкальский омуль – эндемик озера Байкал, ценная промысловая рыба рода сигов семейства лососевых. Весит около 1,5 кг, средняя длина составляет около 60 см. Особо ценится свежий омуль, приготовленный на вертеле, а также соленый, копченый, свежемороженый в виде строганины.
Источник: ТАСС