Инвестиции по-приморски: Диомидовский рыбный порт берется за глубокую рыбопереработку

Основным объектом переработки производственно-логистического комплекса, который планируется построить во Владивостоке, станет минтай. Из российского сырья планируется производить филе, а также фаршевую и филейную продукцию, включая рыбные палочки. Здесь же будет обрабатываться печень и икра минтая.

Сегодня успешность запуска каждого нового крупного производственного проекта определяет не только его техническое оснащение, но и то, как этот проект будет встраиваться в экономику своего региона и учитывать ситуацию на российском рынке. Государство предлагает бизнесу вновь вспомнить об общественно-идеологических аспектах и стимулирует его к более активному участию в решении стратегических задач.

Для рыбного хозяйства условия такого взаимодействия бизнеса и государства будут прописаны в основном отраслевом законе. Рыбакам дали понять – кто будет вкладывать деньги в отечественное судостроение, тот получит дополнительные преференции в виде «квот господдержки». На долю квот смогут рассчитывать и переработчики, предложившие проекты береговых заводов высокого инвестиционного уровня и стратегического значения.

С инициативой по созданию проекта, который вобрал бы в себя все последние технологические, а также рыночные, социальные и политические тенденции, выступил приморский бизнес. Группа компаний «Диомидовский рыбный порт», объединяющая судоходное, рыболовное и портовое предприятия, намерена совместно с российскими инженерами предложить пути развития в Приморском крае глубокой переработки минтая.

Современный и высокотехнологичный производственно-логистический рыбоперерабатывающий комплекс планируется разместить прямо во Владивостоке, на территории Диомидовского рыбного порта. Общий объем переработки на заводе составит более 42 000 тонн в год. Отдельный блок – переработка рыбных отходов с выпуском муки и жира. Но первым объектом строительств станет холодильник на 6000 тонн.

Основным сырьем для переработки минтай выбран неслучайно. По словам директора ООО «Диомидовский рыбный порт» Павла Николаева, мировая конъюнктура складывается таким образом, что уже сегодня цена на этот важный объект российского рыбного экспорта за рубежом стремительно снижается. И прогнозы крупных участников рынка довольно пессимистичные.

«Настал тот момент, когда в России необходимо создавать условия для полноценной переработки и сбыта продукции из минтая на внутренний рынок. Это становится стратегической задачей, если учесть объемы, которые добывают в настоящее время российские рыбаки: в прошлом году вылов минтая превысил 1,6 млн. тонн. Необходимо уже сегодня приучать россиян к этой рыбе, а для этого следует действовать по примеру мясной отрасли: наращивать выпуск полуфабрикатов, готовой продукции, чтобы у населения появлялась культура потребления», – уверен Павел Николаев. Важным шагом, по его мнению, при этом могла бы стать организация госзакупок продукции из минтая у российских рыбаков.

В настоящее время свое видение проекта руководство Диомидовского рыбного порта уже представило в администрацию Приморского края, Росрыболовство и Минвостокразвития, в том числе для включения в готовящийся проект Дальневосточного рыбоперерабатывающего кластера.

Инициативы приморского бизнеса по развитию рыбопереработки и выпуску продукции массового потребления для российского рынка поддержали и в Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья. По словам президента АРПП Георгия Мартынова, уникальность проекта заключается не только в желании собственников совместить на одной территории стивидорные услуги и производственные мощности. В данном случае бизнес выступил инициатором проекта, имеющего стратегическое значение для целого региона; проекта, который предприниматели планируют реализовывать самостоятельно, не требуя от государства инвестиций, земельных фондов или коммуникаций.

Сами собственники порта делают акцент на желании предложить рынку отечественную конкурентоспособную, качественную рыбопродукцию мирового уровня. Создание вертикальной структуры, которая включит в себя все этапы оборота рыбопродукции: от вылова, доставки и перевалки до переработки и отправки потребителю, – позволит исключить влияние посредников на большинстве этапов этой цепи.

Вместе с тем, как отмечает директор Диомидовского рыбного порта, сам проект возник именно как ответ бизнеса на решение государства стимулировать квотами строительство стратегически важных береговых объектов рыбопереработки. Без такой поддержки, т.е. при работе на чужом сырье, рентабельности от проекта ждать не стоит.

Текст полностью читайте в разделе «Крупным планом» на сайте Fishnews.