Сам себе “золотая рыбка”
Молодой предприниматель Мурат Карамурзов из села Герменчик Урванского района, освоил рыбоводство, выращивая осетров у себя в огороде, а теперь он создает форелевое хозяйство.
О необычной и единственной в Кабардино-Балкарии осетровой ферме “на дому” “РГ” писала в прошлом году. Сразу после этой публикации молодой фермер получил в аренду землю, где строит современный рыбоводческий комплекс для выращивания радужной форели.
– Заявку на землю мы подавали еще до публикации в газете, но после выхода статьи местная администрация нам ее сразу одобрила и выделила 3 гектара, – рассказывает Мурат.
Будущая форелевая ферма расположена на окраине села. Кругом – бурьян и камыши в которых неспешно журчит Черная речка. Мурат рассказывает, что участок был заболочен и пока его не осушили, первые бассейны для рыбы строили, стоя по колено в воде. Сейчас работы на участке идет полным ходом, чтобы уже к началу мая запустить первую очередь производства и запустить в бассейны мальков. Должны были запуститься раньше, но в ноябре прошлого года стройку приостановил Рыбнадзор, который потребовал оформить ряд документов. Но после того, как нужные бумаги были предоставлены, больше строительству никто не мешал.
Прежде чем расширять производство, глава КФК убедился, что спрос на красную рыбу в республике есть.
– Мы провели эксперимент и у себя дома вырастили 500 кг форели, – рассказывает Карамурзов. – Она разошлась на ура и нас до сих пор просят ее поставлять.
Чтобы вырастить красную рыбу до товарного размера, нужно серьезно потрудиться, моментальной прибыли этот бизнес не дает. Форель из икринки до 2,5 кг растет два года. До товарного веса в 300 г грамм мальки растут 10 месяцев – именно такая рыбка, размером “на тарелку”, востребована в ресторанах. Мясо радужной форели необыкновенно вкусно и ценится очень высоко. При грамотном использовании технологий, в прудовых форелевых хозяйствах можно получать до 300 центнеров товарной рыбы с голубого гектара.
– Первая очередь нашего форелевого хозяйства рассчитана на производство 30 тонн рыбы в год, – говорит Мурат. – Но вообще территория и объем воды позволяет развить производство до 100 тонн в год и более.
Однако финансов молодому фермеру пока хватает только на то, чтобы оборудовать первую очередь. Стоит бассейны для рыбы он на свои собственные средства, разработав максимально “бюджетный” бизнес-план. Например, бетонные блоки покупает не новые, которые стоят по 4,5 тысячи, а б/у, в два раза дешевле. Таких блоков нужно более 700 штук. Всего в строительство первой очереди Карамурзов планирует вложить 2-3 миллиона собственных средств.
– Брать кредит в банке под 20-25 процентов невыгодно, – вздыхает Мурат. – Но если будет республиканская программа субсидирования малого и среднего бизнеса, мы надеемся в нее попасть.
Форель на ферме будут выращивать экологически-чистую, по технологии проточного типа. Рядом с участком протекает Черная речка, берущая свое начало из родников. Вода в ней кристально-чистая и холодная, что идеально подходит для форели. Еще один плюс – по проекту для создания в бассейнах проточной воды не нужны будут электрические насосы, что существенно сэкономит средства, поскольку не придется тратиться на электроэнергию. За счет уклона местности вода будет поступать в бассейны “самотеком”. Затем она будет перетекать в биологический пруд -здесь ее очистят и насытят кислородом специальные бактерии, она отфильтруется и уйдет обратно в реку.
Производство планируется организовать в два цикла – часть рыбы выращивать до 300 грамм и продавать, а другую часть высаживать на второй год и доращивать до 1,5 -2 килограмм.
– Мы будем эту рыбу перерабатывать на стейки, замораживать, упаковывать и продавать уже готовый продукт, – делится планами Мурат. – Морозильные камеры есть, вакуумный упаковщик, установки для холодного и горячего копчения тоже. Но с учетом расширения производства оборудование все равно придется докупать.
В целом, для создания многофункционального производства по выращиванию и переработке рыбы в достаточных объемах, с учетом закупки необходимого оборудования фермеру нужно 15 миллионов рублей – это если он будет все строить сам. А если придется привлекать со стороны проектировщиков и подрядные организации – сумма вырастет до 60 миллионов. Пока что в ближайших планах – строительство второй очереди фермы еще на 30 тонн рыбы.
Осетровое хозяйство в огороде частного дома Карамурзовых тоже никуда не делось. В прикрытых решетками водяных ямах, на глубине полтора метра зимует стерлядь, которую растят для производства черной икры. Оказывается, чтобы “царская рыба” дала икру, ее нужно холить и лелеять четыре года и условия ее содержания должны быть максимально приближены к естественным – холодная вода и “диета” во время зимовки. Рядом, в крытом ангаре стоят круглые бассейны, оборудованные установками замкнутого водообмена. В одном из них плещутся мальки форели в ожидании “новоселья” на ферме. В других нагуливают вес сибирские осетры, стерляди, бестеры – гибриды стерляди с белугой. Их, в отличии от “уличных” собратьев, кормят “от пуза”, чтобы быстрее росли.
Отечественные корма для рыбы Мурат закупает в Дагестане. Говорит, что в целом они не уступают импортным аналогам, но быстрее портятся. А самое главное – быстро растворяются в воде и рыба порой просто не успевает насытиться и приходится сыпать еще. Импортный корм не растворяется часами и лежит на дне, пока рыба его не съест. Но цены на него заоблачные.
– Сейчас у нас здесь около 1,5 -2 тонн осетров, – говорит фермер – Было 4 тонны, но часть рыбы мы продали. Еще 800 килограмм стерляди проводит зимовку на улице.
Размер у “царской рыбы” в бассейнах разный – небольшие, весом около килограмма осетры поднимаются к поверхности и совершенно не боятся человека, доверчиво тыкаясь острыми носами в руку. Рыба побольше предпочитает держаться на дне. Мурат рассказывает, что у него был совсем ручной осетр. Как-то среди мальков он заметил рыбу, которая всегда старалась держаться у поверхности воды. Решив, что осетру не хватает еды, он стал прикармливать его с ладони и назвал Кешей. Осетр стал совсем ручным, и даже научился вилять хвостом в благодарность за обед. Доверчивость его и сгубила – осетренка выудила из бассейна хозяйская кошка…
Осетровых рыб небольшими партиями Карамурзов продает каждую неделю – деликатес нарасхват в ресторанах и кафе Нальчика. Но объемы осетровых пока далеки от промышленных, поэтому свою идею – поставлять рыбу на курорты Приэльбрусья, Мурат пока не осуществил. Зато когда заработает форелевое хозяйство, можно будет начинать переговоры – форель на курорты сейчас возят из Северной Осетии, и ее цена с учетом логистики, выше.
– Объемы рыбы у нас еще маленькие, мы все продаем в рестораны и кафе Нальчика, Нарткалы, – объясняет он. – Из Приэльбрусья за парой рыбин никто не поедет. По осетровым по прибыли пока проходим “по нулям” – выручка уходит на оплату электричества, кормов, на зарплату двум работникам. За воду нам платить не надо – вода своя, из скважины. Вот когда у нас пойдет икра, тогда будет прибыль. Но стерлядь на икру нужно сначала дорастить до 3-4 килограмм, сейчас она примерно килограмма два. В итоге мы сможем получить порядка 200-300 килограмм черной икры.
В планах у молодого фермера – освоить не только республиканский рынок, но и рынок региона Кавминвод. А если все пойдет хорошо – может быть и в Москву поставлять экологически-чистую, выращенную в ключевой горной воде красную рыбу и осетрину. А пока что Мурат Карамурзов собирается поставить несколько аквариумов в магазины и продавать живую рыбу.
Источник: Российская газета – Экономика Северного Кавказа