Рыба ищет где глубже,

а человек по-прежнему — где рыба

На реках и озерах области идет нерест. О том, в каких условиях он проходит и что делается, чтобы не подорвать рыбные запасы, рассказывает Игорь ВИКТОРОВ, начальник отдела рыбоохраны по Новгородской области Федерального агентства по рыболовству.

— Игорь Александрович, какими временными рамками обозначен нерест?

— Правилами рыболовства для Западного рыбохозяйственного бассейна для нашего региона установлен период весеннего нереста рыб с 5 апреля по 1 июня. В это время нерестятся щука, лещ, судак, жерех. Активность нереста, его продолжительность зависят в первую очередь от температуры прогревания воды, ее уровня, насыщенности кислородом. Если взять щуку, то нерест начинается при температуре воды плюс 4—6 градусов. Судак нерестится при 7—10 градусах, лещ, когда вода прогреется до 12—16 градусов. В это время крайне важно не только сохранять рыбные запасы, но и не пугать рыбу, идущую на нерест. Насколько это важно, можно судить по тому, что по преданиям в старину в эту пору в храмах не звонили в колокола.

— Рыбаков-любителей, а их у нас в области около 30 тысяч, интересует, можно ли им в это время удить рыбу?

— Можно. Но при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на всех водоемах области с 5 апреля до 15 мая запрещен лов щуки, а с 5 апреля до 1 июня — судака, леща и жереха. Если эта рыба в это время попалась на крючок, они обязаны выпустить ее в водоем. Жесткие ограничения коснулись и промысловых бригад. С 5 апреля по 31 октября запрещен лов рыбы на Ильмене неводами, плавными и ставными сетями.

— Как вы оцениваете природные условия для этого нереста рыб?

— Сегодня большая армия рыбаков-любителей, промысловиков и людей, не равнодушных к тому, что происходит на водоемах, с тревогой смотрят на бывшие нерестилища вокруг Ильменя и рек. В былые годы трава там выкашивалась, и весной это были бескрайние разливы, вода там быстро прогревалась. То есть у рыбы было прекрасное место для нереста. Сейчас на подавляющей части заливных лугов нет воды. Да и откуда ей взяться, если уровень Ильменя сейчас на два метра ниже среднемноголетнего показателя, к тому же прогноз специалистов гидрометцентра не вселяет оптимизма: повышение уровня ожидается максимум на 30 сантиметров. В этих условиях часть икры может просто погибнуть.

— И вы так спокойно об этом говорите, когда нужно бить тревогу, поднимать общественность на сохранение и приумножение рыбных запасов. Сегодня нужно бросить все силы и средства на то, чтобы оградить от браконьеров косяки рыб, идущих с Ильменя на нерест в мелководные реки и на небольшие разливы.

— А думаете, что мы этим не занимаемся? На Ильмене осуществляли контроль четверо закрепленных за этой территорией инспекторов. В срочном порядке им на помощь сейчас переброшены еще пять из районов. К проведению рейдов привлечено свыше 50 наших общественных инспекторов, полиция, работники других силовых структур. Спуску не даем никому, буквально за последние дни нами выявлены десятки браконьеров. Этому способствует не только хорошая подготовка наших работников, но надлежащее оснащение необходимой техникой. За последние годы у нас полностью обновлен автопарк, сегодня имеются семь автомобилей повышенной проходимости. Мы получили пять быстроходных катеров, и теперь не составит труда догнать любого браконьера.

— Несколько лет назад браконьеров штрафовали при задержании на тысячу рублей. Многие из них с улыбкой заявляли потом: «Продам несколько лещей и отработаю штраф». Изменился ли размер наказания сейчас?

— Размеры штрафов очень выросли и могут достигать 100 тысяч рублей. Кроме того, нам дано право на конфискацию орудий, которые браконьер использовал при незаконной добыче рыбы. Я имею в виду катера, моторы к ним, сети, мережи и другие орудия лова. Если причинен значимый ущерб рыбным запасам, материалы на браконьеров передаются в следственные органы, по ним возбуждаются уголовные дела. В прошлом году было заведено 25 уголовных дел, по десяти из них судом уже вынесены суровые приговоры.

Источник: Новгородские ведомости