Необходимо временно снизить промысловую нагрузку, увеличить объем воспроизводства, а также пресечь нелегальный оборот этого ценного вида рыбы
Улан-Удэ, 24 мая 2016 года. – Решение о введении временного запрета на вылов байкальского омуля или значительном ограничении промысла этого ценного вида рыбы необходимо принять в 2016 году. Об этом сказал заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков в ходе совещания по вопросам предотвращения незаконного оборота уловов байкальского омуля, продукции из него, а также увеличения объемов искусственного воспроизводства, которое состоялось 24 мая в Республике Бурятия.
«Чем дольше мы будем заниматься консервативными методами регулирования, тем меньше шансов на промысел в будущем. Мы рискуем пройти точку невозврата, как случилось с осетровыми видами рыб: ученые до сих пор не могут точно спрогнозировать, когда сможем восстановить запасы осетровых. Нельзя допустить повторение ситуации», – констатировал Илья Шестаков.
Если не купировать ситуацию оперативно, то на восстановление популяции потребуется гораздо больше времени, усилий и финансирования.
С начала 1980-х по 2000-е годы промысловые уловы байкальского омуля были стабильны. Средняя величина уловов составляла 2,2 тыс. тонн и колебалась от 1,8 до 2,7 тыс. тонн. В период с 2004 по 2015 годы наблюдалось значительное уменьшение объемов добычи и увеличение размаха их колебаний. В 2015 году объем добычи омуля снизился до 800 тонн. Биомасса омуля в Байкале в 2008 году впервые опустилась ниже 20 тыс. тонн, а в 2015 году, согласно данным научных организаций, ее объем оценивается всего в 10 тыс. тонн.
Вместе с тем, глава Росрыболовства подчеркнул, что меры должны быть комплексными. «Нельзя ввести запрет на вылов, не совершая никаких дополнительных шагов по пресечению нелегального обращения продукции из этого вида рыбы и наращивания усилий по искусственному воспроизводству. Опыт закрытия промысла в СССР свидетельствует о действенности данной меры, но нужно просчитать социально-экономические последствия и прийти к консолидированному мнению с регионами в этом вопросе», – сказал он.
Заместитель председателя правительства Бурятии по агропромышленному комплексу и развитию сельских территорий – министр сельского хозяйства и продовольствия республики Даба-Жалсан Чирипов озвучил проблемы региона: сокращение нерестилищ, пресс браконьерства на промысловые запасы и сбыт нелегальной продукции, а также отсутствие данных по реальному вылову. «Полный запрет, конечно, ударит по рыбопромышленникам, но в сегодняшних условиях полумерами вопрос не решить. Рыбопромышленники должны переориентировать на другие виды деятельности, например, на аквакультуру. Нужно также усилить меры по воспроизводству, в том числе за счeт реконструкции производственных мощностей рыборазводных заводов», – сказал Даба-Жалсан Чирипов.
В связи с этим глава Росрыболовства отметил, что в сфере рыбоводства у предприятий есть большие возможности, так как с прошлого года работают механизмы господдержки развития товарной аквакультуры.
Кроме того, как подчеркнул Илья Шестаков, необходимо увеличить объемы искусственного воспроизводства омуля.
Искусственным воспроизводством байкальского омуля на территории Байкальского рыбохозяйственного бассейна занимаются рыбоводные заводы АО «Востсибрыбцентр» (Большереченский РЗ) и ФГБУ «Байкалрыбвод» (Селенгинский и Баргузинский РЗ). Проектная мощность заводов составляет более 3 млрд штук личинок и 21,6 млн шт. молоди. Вместе с тем фактическая мощность рыбоводных предприятий составляет 1,87 млрд штук личинок и 11 млн штук молоди омуля.
Как отметил глава Росрыболовства, вопрос повышения эффективности воспроизводственных мероприятий будет учтен при формировании бюджета на 2017 год. Планируется значительно повысить объем выделяемых средств на модернизацию заводов по воспроизводству байкальского омуля, а также привлечь механизмы софинансирования и со стороны региональных бюджетов, и со стороны бизнеса, в том числе в рамках реализации компенсационных мероприятий.
Руководитель Ангаро-Байкальского территориального управления Виталий Молоков доложил о ситуации в области контроля, надзора и рыбоохраны на территории байкальского рыбохозяйственного бассейна. Он подчеркнул необходимость усиления межведомственного взаимодействия, для чего уже проведены ряд совещаний. По его словам, главная задача рейдов – выявление организаторов браконьерства и скупщиков незаконно выловленной рыбы, особенно важна концентрация усилий в период нереста и после.
В ходе совещания подняты вопросы по любительскому рыболовству и добыче коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, высказались представители рыбопромышленников. Так, представитель одного из крупнейших предприятий-переработчиков обратился с просьбой не вводить полный запрет, предложил сократить квоты в два раза на два года, вместе с этим бизнес готов участвовать в программе контроля за выловом, препятствовать браконьерству и в рамках государственно-частного партнёрства – в воспроизводстве запасов омуля. В связи с этим Илья Шестаков поручил проработать вопрос возможности осуществления мероприятий по выпуску молоди совместно с рыбопромышленниками.
Особое внимание уделено вопросу прозрачности и контроля оборота продукции из омуля. Так, руководитель управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Иркутской области и Республики Бурятия Борис Самарский предложил запустить в обоих субъектах электронную систему документооборота «Меркурий», которая обеспечит цепочку прослеживаемости в режиме реального времени, движение улова до прилавка. «Система станет той лакмусовой бумажкой, которая позволит наконец-то оценить реальный нелегальный оборот, нужна только политическая воля субъектов для запуска этого эксперимента», – подчеркнул Борис Самарский. Руководитель Росрыболовства и представители регионов инициативу поддержали и приняли решение внедрить систему в качестве пилотного проекта до нерестового периода в этом году.
«Сейчас именно та ситуация, когда не может быть решения, способного удовлетворять интересы и бизнеса, и государства. Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить этот уникальный вид. С началом нереста в августе мы получим дополнительные материалы, проанализируем все еще раз, можем с регионами отработать дополнительные вопросы, связанные с социальными аспектами, представить общественности программу по воспроизводству байкальского омуля и рыбоохранах мероприятий», – резюмировал Илья Шестаков.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства