Глава Росрыболовства Илья Шестаков провел рабочее совещание в Бурятии. Главной темой стало обсуждение проблем, связанных с эндемиком Байкала – омулем.
Сокращение популяции эндемика уже достигло критической отметки, поэтому сегодня стоит вопрос о введении полного запрета на промышленный лов.
На повестке дня – проблемы исчезновения байкальского эндемика. Вырубка лесов, обмеление озера, рек, браконьерство сделали своё дело – площади нерестилищ уменьшились в разы. Потому выработка комплекса мер по борьбе с незаконным промыслом и реализацией, а главное, воспроизводством, назрела как никогда.
Виктор Ашарин, начальник Управления аквакультуры Федерального агентства по рыболовству: Мы все прекрасно знаем, чем меньше рыбы, тем изощренней браконьеры, то есть, снизив каким -то образом просто объемы, мы не избавимся от возможности, под эти объёмы торговать будут на всех углах, это проходили уже не раз. Лучше природы никто ещё ничего не придумал. Поэтому потери естественных нерестилищ – это основная причина, почему мы сегодня здесь собрались.
Непреклонна в своём решении и рыбохозяйственная наука – если не будет введён мораторий на вылов, трагедии не избежать. Однако есть и оборотная сторона – прекращение промышленного рыболовства приведёт к социальной напряжённости. Без права на вылов останутся национальные общины эвенков. А от лишения квот уменьшатся поступления налогов в бюджеты разных уровней. Пока выход виден в увеличении объёмов искусственного воспроизводства.
Даба-Жалсан Чирипов, Министр сельского хозяйства и продовольствия Бурятии: Тем более будет увеличено финансирование, и в тоже время будут восстановлены и реконструированы наши три завода. То есть сегодня производственные мощности по выпуску омуля – где-то порядка 3 млрд. 200 млн., если даже мы половину будем осваивать, это уже хорошо. Ну и восстановительная, допустим, рыбаки, которые сегодня получают квоту, они должны на заказном порядке выкупать, воспроизводство заказывать, молодь или личинок на этих рыбозаводах.
За выращивание молоди байкальского омуля в Бурятии отвечают три завода: Селенгинский, Баргузинский и Большереченский. Все на сегодня находятся в ведении Байкалрыбвода. Возможно, обещанная модернизация позволит подняться с критических показателей.
Илья Шестаков, заместитель Министра сельского хозяйства РФ, руководитель Федерального агентства по рыболовству: Необходимо принять взвешенное решение, потому что, действительно, введение запрета – это такая мера, наверное, совсем вынужденная. И поэтому нужно обсудить все необходимые и возможные, в том числе, последствия введения этого запрета. Конечно же, если запрет будет введён, он будет введён для всего Байкала и для всех рек, в которых осуществляется нерест.
А пока, доживём до осени. Именно в период нереста, после тщательного анализа, и будет принято судьбоносное решение.
Источник: Вести Бурятия