Весной стало известно, что правительство РФ рассмотрит возможность введения полного запрета на вылов данного вида
Решение о том, введут ли с 2017 года запрет на промышленный вылов байкальского омуля, будет принято не ранее ноября. Об этом ТАСС сообщил директор байкальского филиала Госрыбцентра Владимир Петерфельд.
“Пока по 2017 году решения нет, идет экспертиза. Решение будет принято по результатам захода производителей в реки (рыбы на нерест – прим. ТАСС)”, – сказал он.
По словам эксперта, сейчас промысел продолжается. “Пока мы еще ловим. Первого августа промысел заканчивается по Селенгинскому мелководью, 10 августа – по Баргузинскому промрайону и 20 августа – на севере, в Нижнеангарске. Осенью начнутся работы по наблюдению за динамикой хода нерестового стада омуля. Пока рано однозначно говорить о вопросе запрета”, – отметил Петерфельд.
Весной стало известно, что правительство РФ рассмотрит возможность введения полного запрета на вылов байкальского омуля. В мае специальное совещание, посвященное проблеме сохранения уникальной рыбы, в Улан-Удэ провел замминистра сельского хозяйства РФ, глава Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Он отметил, что “нужно обсудить все возможные последствия введения этого запрета”. “Окончательное решение будет приниматься чуть позже, после того, как мы взвесим все факторы. Это произойдет ближе к осени, когда мы поймем ситуацию, когда ученые посмотрят, каково состояние проблемы в 2016 году”, – сказал Шестаков. При этом глава Росрыболовства добавил, что если запрет будет введен, то он распространится на весь Байкал и все реки, в которых проходит нерест промысловой рыбы. Предполагается, что запрет коснется, в том числе, и рыбаков-любителей, и представителей коренных малочисленных народов Севера.
Исчезающий вид
Численность байкальского омуля за последние годы проанализировали в Байкальском филиале Госрыбцентра: эксперты рекомендуют ввести запрет на его промысловый коммерческий вылов рыбы с 2017 года.
Ранее Петерфельд сообщал ТАСС, что снижение как общей биомассы добываемого омуля, так и численности производителей, заходящих на нерест, наблюдается с 2008 года. По его словам, в 2015 году на нерест в реки бассейна Байкала зашло около 2 млн рыб, тогда как среднемноголетнее значение – 4,3 млн. “В лучшие времена за последние 50 лет бывало, что нереститься заходило до 9,4 млн экземпляров”, – пояснил он.
Впервые за много лет биомасса омуля уменьшилась в 2008 году до значений ниже 20 тыс. тонн, к 2012-2014 годам – до 15 тыс. тонн, в 2014 году показатель составил 13,2 тыс. тонн. По итогам 2015 года биомассу омуля можно оценить на уровне 10 тыс. тонн.
“По сравнению с 1990 годами снижение запасов омуля сейчас достигло критического значения, – сказал Петерфельд. – С такой динамикой через два года омуля у нас не будет вообще”.
Причинами сложившейся ситуации ученые называют общую экологическую ситуацию, установившееся маловодье в бассейне Байкала, наблюдающуюся не первый год засуху и браконьерство. Единственный в истории запрет промыслового вылова байкальского омуля действовал с 1969 по 1982 год: первые шесть лет существовал полный запрет, в последующие семь лет рыба вылавливалась для научной разведки и экспериментально. После этого численность популяции восстановилась и на протяжении более чем двух десятилетий соответствовала норме.
Байкальский омуль – эндемик озера Байкал, ценная промысловая рыба рода сигов семейства лососевых. Весит около 1,5 кг, средняя длина составляет около 60 см.
Источник: ТАСС