Суда компании «Доброфлот» поймали и сдали на плавзавод «Всеволод Сибирцев» первые сотни тонн иваси, сообщает Деловая газета “Золотой Рог”. Эта сардина 25 лет назад, внезапно исчезнувшая для рыбной отрасли Приморья, десятилетиями представлялась как некое рыбное «Эльдорадо», которое возможно когда-то будет обнаружено. И вот теперь российские рыбаки нашли этот ставшим почти мифическим «ивась», и не просто нашли, а поймали и сделали из него легендарные пресервы «иваси».
Но эксперты считают, что масштаб возвращения еще только предстоит осознать. Чиновникам и рыбакам понадобится не один год, чтобы российская рыбная промышленность начала перерабатывать сотни тысяч тонн этого ресурса.
Как рассказали «Золотому Рогу» в ТИНРО-Центре, иваси пришла к нам всерьез и надолго. «В июне в районе Южных Курил в пределах 200 мильной зоны «НИС Профессор Кагановский» зафиксировал более 600 тысяч тонн сардины и 400 тысяч тонн скумбрии, – рассказывает заместитель директора ТИНРО-Центра Алексей БАЙТАЛЮК. – Это огромная биомасса, которая уже сформирована в промысловые скопления и она с некоторым смещением в стороны будет в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России до октября. Теперь судьба промысла зависит от рыбаков. ТИНРО – Центр свою задачу выполнил, он нашел рыбу и подтвердил ранее выданный промысловый прогноз. В данный момент, наводку на рыбу осуществляет НИС «ТИНРО», но судно скоро уйдет работать в другой район. В связи с этим могут возникнуть сложности с наводкой на рыбу. Экспедиция пока слишком небольшая и если скопления будут смещаться, суда могут тратить драгоценное время на поиск рыбы».
Управляющий группы компаний «Доброфлот» Александр ЕФРЕМОВ, свою группу компаний готовил к первым уловам иваси три года.
«У нас на промысле сардины задействованы СТРы и плавзавод «Всеволод Сибирцев». «Сибирцев» пока единственный процессор в этом районе, но его производственный потенциал позволяет принимать рыбу у добытчиков других компаний. Задача экипажа не просто обработать улов, а произвести пресервы, – рассказывает управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. – Пока рано говорить о динамике промысла, но если рыбаки освоят этот вид промысла, то российский потребитель будет обеспечен традиционной узнаваемой и уникальной по вкусу продукцией».
Пока одни рыбаки готовились, другие предпочитали находить аргументы, почему рыбной отрасли не стоит ориентироваться на этот промысел. Сложилась парадоксальная ситуация руководство отрасли призывало науку найти рыбу, для того чтобы рыбаки получили возможность промышленной эксплуатации ресурса вне системы квот.
Ответственный за возрождение промысла сардины иваси заместитель руководителя ФАР Петр САВЧУК, собирал несколько совещаний. Чиновник пытался договориться с рыбаками, чтобы они выставили флот. Почти все крупные компании обещали выставить флот на скумбрию, несколько компаний обещали начать лов иваси. По факту работают всего две «Доброфлот» и сахалинская «Каисса».
Вряд ли руководство Росрыболовства устраивает, что столь долгожданный ресурс будет мирно нагуливаться в нашей ИЭЗ и потом уходить в японские воды и Мировой океан, где его успешно будут ловить китайцы, японцы и тайваньцы.
Разведка и научные исследования этого ресурса уже обошлись больше сотни миллионов рублей государственных денег, но это лишь начало. Представители ТИНРО говорят о том, что дальнейшее промысловое сопровождение путины и наводка на рыбу должны быть дополнительно профинансированы.
«Необходимо, чтобы рыбаков наводили на рыбу. Это можно делать с помощью научных судов и авиаразведки. Рыбные скопления сформированы на значительной акватории и нескольким судам будет очень сложно обловить этот ресурс. Сегодня прорабатывается вопрос о привлечении в качестве наводчиков беспилотников», – рассказывает Алексей Байталюк.
Но будет ли государство тратить деньги, если бизнес станет игнорировать промысел иваси. В данный момент на подмогу «Доброфлоту» может прийти одно судно «Южно-Курильского рыбокомбината», судно РК «Ленин», судно РК «Приморец».
Ситуация может улучшиться, если косяки сардины будут облавливаться в районе промысла сайры. Тогда иваси немного половят сайровики, но опять, же при условии, что у них будут “кошельки”. Но этих орудий лова в компаниях нет, и сколько потребуется на их изготовление, никто не знает.
Генеральный директор РК «Приморец» Петр ГОРДИЕНКО, считает, что пошив одного “кошелька”, займет более года, при этом его стоимость будет больше 20 млн руб. При этом необходимо научить экипаж им работать, но учителей, на практике умеющих ставить кошельковый невод в рыбной промышленности, нет.
«Схема вылова сардины иваси, достаточно сложная: помимо массы технических нюансов, специального оборудования и приспособлений, необходимо учитывать одновременно движение косяка рыбы (скорость и направление), скорость и направление ветра, течения и градус циркуляции при замете. Любая ошибка чревата потерей кошелькового невода. Не исключено, что именно из-за этой сложности этот вид промысла был забыт, также и при вылове сельди. Но, есть одно преимущество, при промысле “кошельком” происходит минимальное повреждение улова, и рыба не так, как при тралении, обрабатывается практически живой. Именно пресервы из живой рыбы и дали сардине «иваси» народное признание», – рассказывает Александр Ефремов.
Но нежелание рыбаков ловить эту рыбу идет в разрез интересам потребителей. Игнорирование рыбодобывающими компаниями прихода в ИЭЗ России огромной биомассы иваси может подорвать развитие рыбной отрасли на Дальнем Востоке. По официальным данным, в Россию в прошлом году поставили около 15 тысяч тонн замороженной иваси, из них переработчики делали пресервы. Теперь появляется возможность работать на своем сырье, и производство на своей рыбе значительно снизит цену. По самым скромным данным, продукция из иваси будет на 30-40% дешевле продукции из сельди.
«Самая полезная продукция из иваси – это пресервы, – рассказывает заместитель директора ТИНРО-Центр Евгений Якуш. – У иваси очень нежные брюшки и любое механическое воздействие их повреждает. В то же время количество ферментов в несколько раз больше, чем у сельди. Поэтому морские пресервы самая полезная и лучшая по вкусовым качествам продукция. Жир, который содержится в сардине иваси, позволяет позиционировать продукцию в качестве лечебно-профилактической. Это подтверждает опыт ТИНРО-Центра – еще в советское время в результате длительных исследований совместно с институтом питания было доказано, что регулярное употребление этой рыбы способствует профилактике таких заболеваний как инфаркты и инсульты. К сожалению, процессоров, которые могут производить продукцию в море, на бассейне всего несколько. Поэтому нужно увеличивать сроки годности замороженной продукции, чтобы на ней могла работать береговая переработка. Также необходимо разрабатывать технологии производства рыбной муки».
Полезность продукта и его профилактическая ценность вкупе разведанным и подтвержденным запасом должны заставить Росрыболовство найти экономические инструменты для вовлечения в промысел компаний. Рыбоперерабатывающие заводы, расположенные на побережье Приморского края, Сахалина, Хабаровского края и Камчатки, могут получить столь долгожданное сырье для переработки.
Не случайно, что ранее Петр Савчук уже высказывался о возможных субсидиях. По его словам, рассматривался вопрос о внесении изменений в государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса РФ, в которых будут прописаны субсидии на топливо для тех компаний, кто намерен участвовать в промысле иваси.
Между тем, это обычная практика для наших азиатских соседей. В странах АТР на уровне государственной политики стимулируют использование российских ВБР. В Азиатских странах (Корея, Китай, Тайвань, Япония) существует официальных термин “Промысел в высоких”, либо “Промысел в северных морях”. Во всех этих странах приняты программы субсидирования затрат для поддержки осуществления такого помысла азиатскими рыбаками. Дотация от $300 до $400 за тонну потраченного топлива. Беспроцентный лизинг на 20 лет строительства нового флота для подобного промысла. В Китае и Японии строительство рыболовного флота для промысла в (северных) морях государство на 100% субсидируется, списывается долг за 10 лет при условии поставки рыбы на их территорию.
Однако не только от федерального центра будет зависеть освоение «приплывшего» миллиона тонн биоресурсов. В каждом субъекте ДВФО есть программа развития регионального рыбохозяйственнного комплекса. Местные чиновники могут скорректировать свои региональные программы развития рыбохозяйственного комплекса, чтобы их компании вышли на промысел, а на берегу, переработчики наладили производство. Одним из главных направлений поддержки может стать субсидирование затрат на производство орудий лова и разработка промысловых схем.
Но не только от промысловых усилий рыбаков будет зависеть ивасевый промысел. По мнению заместителя директора ТИНРО-Центра Евгения Якуша, основная проблема использования охлажденного и мороженого сырья для изготовления пищевой продукции (в том числе, консервов и пресервов) – это ограниченные сроки годности. В переработке сардины иваси остро стоит проблема производства наиболее популярного в прошлом продукта – пресервов. Срок хранения этого продукта составляет всего 6 месяцев. Увеличение сроков хранения до года, сделает пресервы более конкурентоспособными, но для этого необходимо начинать работы уже в ближайшее время, чтобы производители смогли приступить к их изготовлению в 2017 году.
Источник: Газета «Золотой Рог», Владивосток