Капитан-наставник барка рассказал, как проходит практика на судне, какие навыки необходимы матросу и чем уникальны регаты Tall Ships
На прошлой неделе стало известно, что легендарный барк “Крузенштерн” примет участие в “СКФ Черноморской регате больших парусников 2016”. В 2016 году барк отмечает свое 90-летие.
Капитан-наставник “Крузенштерна” Михаил Новиков рассказал, как проходит практика на судне, какие навыки необходимы матросу и чем уникальны регаты Tall Ships. Михаил Новиков за 15 лет прошел путь от матроса до капитана, за время службы принял участие в двух кругосветных плаваниях, награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” второй степени.
– Вы прошли все должности, от матроса до капитана. Наверное, самый волнующий вопрос для всех моряков и курсантов “Как стать капитаном?” Есть ли какая-то формула успеха?
– Ключ к успеху лежит в достижении поставленной цели, которая должна стимулировать человека. Человек мобилизуется, находит возможность учиться, совершенствоваться, повышать свою квалификацию, что непременно приведет его к успеху. Готовой формулы нет, каждый приходит к определенному этапу жизни своим путем. “Капитанами не рождаются, а становятся”.
– Расскажите, как проходит практика на борту “Крузенштерна”? Какие привычки вы стараетесь привить своим матросам?
– Судно принадлежит Федеральному агентству по рыболовству, на нем проходят практику только курсанты учебных заведений агентства, у которого есть еще два парусника – “Седов” и “Паллада”. Курсанты прибывают на судно для прохождения морской практики. В течение двух или трех месяцев курсанты знакомятся с судовой жизнью, выбранной специальностью, узнают, что такое вахта, деловые отношения, как происходит процесс управления экипажем и судном, как взаимодействуют между собой службы во время экстремального плавания или стоянки в порту.
Также они проходят личностные испытания, например не всем нравится качка и жизнь вдали от родных. По завершению практики, если курсант чувствует, что он выбрал не ту специальность, он может перевестись в другое учебное заведение. Конечно, работа в коллективе дисциплинирует людей – здесь они видят, что такое море.
– Расскажите, какие чрезвычайные ситуации случались на “Крузенштерне”? Как должен вести себя капитан, чтобы команда собралась в самый ответственный момент?
– Как правило, все действия в чрезвычайных ситуациях регламентированы инструкциями и документами. Все нештатные ситуации прописаны, поэтому капитан часто действует по заложенному алгоритму, но на капитане лежит ответственность за то, чтобы экипаж был сплоченным. Одна из задач капитана – поддержание и сохранение в команде дружественной рабочей обстановки, такой, чтобы люди улыбались друг другу, чтобы помогали, чтобы не чувствовали усталость. С этой целью на судне часто проходят конкурсы художественной самодеятельности, спортивные праздники, иногда за борт спускают парус, в котором весь экипаж, включая курсантов, может искупаться. В портах отправляем ребят на экскурсии, чтобы сбить накал и напряжение от работы и долгого нахождения в море.
– “Крузенштерн” в этом году отмечает свой юбилей. Как принято праздновать юбилеи кораблей? Есть ли какие-либо традиции в морском братстве?
– После возвращения судна в Калининград будет организован праздник, мы запланировали ряд мероприятий в ноябре, когда судно вернется с “СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016”.
– Мы знаем, что “Крузенштерн” принимал участие в “СКФ Черноморской регате больших парусников” в 2014 году, которая впервые проходила на Черном море и под флагом РФ. Расскажите, что вам запомнилось в прошлой регате?
– “Крузенштерн” посещал Варну и Сочи, изменение маршрута было вызвано тем, что мы участвовали в Параде Победы в Севастополе. Запомнилась регата мне тем, что в Сочи было организовано большое количество мероприятий, а наш президент приехал поприветствовать участников регаты. Конечно, многие организаторы и участники были удивлены, что президент уделяет такое повышенное внимание этому проекту.
– Как готовится экипаж к международным регатам Tall Ships? Намерены ли вы победить в предстоящей “СКФ Черноморской регате больших парусников 2016”?
– Сейчас экипаж находится на судне около месяца, у них уже появились хорошие навыки, чтобы маневрировать под парусами, участвовать в авралах. У них намечается длительный переход в Черное море, который займет около месяца, и я думаю, что экипаж “Крузенштерна” придет в хорошей форме и будет достойно гоняться в регате.
Мы нацелены только на победу в Черноморской регате!
– Много ли среди ваших курсантов девушек, ведь существует поговорка, что женщина на корабле к беде. Как принимает их суровый мужской коллектив?
– У нас нет таких предрассудков. В нашем экипаже около 11-12 женщин: буфетчицы, повара, преподаватели. Среди общего числа курсантов 120 человек – шесть девушек, для которых у нас есть отдельная шестиместная каюта, поэтому мы стараемся брать на борт не больше шести девушек, хотя они выполняют всю ту же работу, что и юноши-курсанты. Курсанты проживают в 12-20-местных кубриках.
Девушки выбирают эту специальность, уже имея некоторые представления о морской профессии, и делают это осознанно, поэтому им легко адаптироваться. У нас все чувствуют себя комфортно в коллективе.
– Расскажите о своих кругосветных плаваниях.
– Было два кругосветных плавания: в 1995-1996 годах, которое продолжалось десять месяцев, потом через десять лет по похожему маршруту плавание повторили в 2005-2006 годах, на этот раз оно продолжалось 14 месяцев, и мы трижды меняли курсантов, но большая часть экипажа находилась на борту.
Во время кругосветных плаваний важно было показать, что у России есть красивый исторический флот, который способен пронести российский флаг через все океаны.
По моей информации, в ближайшее время кругосветных путешествий не планируется, сейчас “Крузенштерн” больше ориентирован на поддержку Олимпийского движения. С этим были связаны походы в олимпийский канадский Ванкувер и российский Сочи.
– Есть ли какие-то отдельные традиции на “Крузенштерне”, наверное, за 90 лет образовалось много своеобразных примет.
– Когда судно выходит из порта, мы ставим песню “Паруса “Крузенштерна”, курсанты выстраиваются вдоль борта. Это наш гимн, написал его Александр Городницкий – океанолог с мировым именем, а еще поэт и писатель. В этой песне есть что-то романтическое и зовущее в море.
Из примет придерживаемся классических морских – стараемся в понедельник из портов не выходить.
А в остальном большому кораблю – большое плавание!
Источник: ТАСС