Введение данного механизма позволит устранить пробелы в действующем законодательстве: отсутствие порядка отнесения граждан к числу КМНС и приоритетный доступ к водным биоресурсам для осуществления традиционного рыболовства приводит к злоупотреблению преференциями со стороны недобросовестных пользователей
Москва, 14 марта 2017 года. – Вопросы правового регулирования традиционного рыболовства и внесения изменений в закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов России рассмотрены в Госдуме в рамках «круглого стола» на тему «Совершенствования федерального законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Мероприятие состоялось в Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 13 марта 2017 года.
Основной темой обсуждения стал вопрос принятия законопроекта, предполагающего изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации.
В ходе дискуссии заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов озвучил актуальные проблемы в области регулирования рыболовства. Он отметил, что отраслевым законодательством для представителей КМНС и общин предусмотрен приоритетный доступ к водным биоресурсам для обеспечения их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. При этом установлен заявительный принцип предоставления в пользование водных биоресурсов без ограничения заявляемых объемов. Вместе с тем, в законе сейчас нет установленного порядка отнесения лиц к коренным малочисленным народам и не закреплено понятие традиционного образа жизни, а в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов отнесено рыболовство и реализация водных биологических ресурсов.
Из-за пробелов в регулировании каждый год растет число желающих получить право добычу по льготным условиям: только в Камчатском крае число общин в последнее время выросло почти в десять раз, в ряде случаев инициаторами создания общин являются лица, не имеющие никакого отношения к коренным малочисленным народам. «Увеличение объемов добычи, выделяемых КМНС, приводит к соответствующему снижению объемов, выделяемых для осуществления других видов рыболовства. Это не может не сказываться на социально-экономическом развитии регионов», – отметил Василий Соколов.
Так, в Дальневосточных субъектах Российской Федерации на 2016 год 262 общины коренных малочисленных народов подали 564 заявки на объем водных биологических ресурсов суммарно превышающий 100 тысяч тонн, в 2017 году уже 388 общин коренных малочисленных народов подали 559 заявок на объем водных биологических ресурсов суммарно превышающий 200 тысяч тонн.
Помимо этого, в 2017 году заявки подали 39 тыс. физических лиц на вылов более 22 тыс. тонн водных биоресурсов. По некоторым видам водных биоресурсов, объем заявленный для осуществления традиционного рыболовства превысил возможный объем добычи.
При проведении анализа выявлены случаи злоупотреблений. Сложившаяся ситуация в настоящий момент не устраивает ни представителей коренных народов, поддерживающих свои традиционные уклады и образ жизни, ни администрации субъектов, ни федеральные органы власти. Граждане, живущие в отдаленных районах, на которых и направлены эти преференции, сталкиваются со сложностями подачи заявок и зачастую не могут реализовать свое право, в то время как ряд предпринимателей, пользуясь пробелами в законодательстве получают доступ к ресурсу.
Василий Соколов подчеркнул, что для изменения ситуации необходимо перейти на адресное закрепление права пользования водными биоресурсами для осуществления традиционного рыболовства. Для этого предлагается уйти от заявительного принципа, создать реестр КМНС при каждом субъекте, и передать полномочия по регулированию этого вида рыболовства на уровень субъектов Российской Федерации.
Источник: Пресс-служба Росрыболовства