Строительство флота: процесс пошел

Международный форум рыбаков два дня работал в Мурманске

Невероятное обилие тем, подписание важных соглашений, анализ самых животрепещущих вопросов рыбной отрасли – все это вместили в себя два дня работы IV Международной конференции «Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы».

Делегаты из 10 стран мира и многих регионов России успели обсудить модернизацию рыбопромыслового флота и государственные меры по ее стимулированию. Были рассмотрены основные векторы развития международного сотрудничества профессиональных объединений и союзов в сфере рыболовства. Ученые дали подробные прогнозы перспектив ресурсной базы арктических морей. Специалисты обсудили ситуацию с подготовкой кадров для рыбохозяйственной деятельности в Арктике. Но особое внимание было уделено одному из самых больных и труднорешаемых вопросов – строительству и модернизации рыбопромыслового флота, а также введению инвестиционных квот на постройку новых судов.

Красной нитью сквозь выступления делегатов прошла мысль: суда необходимо строить на отечественных верфях, тем более что с мурманскими рыбаками готовы сотрудничать корабелы из Ленинградской и Ярославской областей, Санкт-Петербурга, Калининграда.

– Забудьте про Норвегию в плане строительства траулеров! – призвал заполярных судовладельцев министр рыбного и сельского хозяйства Мурманской области Андрей Иванов. – И про Данию, Голландию забудьте. Власть задает вектор движения: строить суда нужно в России. А как в этом направлении движутся судовладельцы и судостроители, как они подписывают контракты – это частные вопросы.

Рыбная отрасль по-прежнему занимает особое место в экономике Заполярья. Об этом в своем выступлении напомнила глава региона Марина Ковтун.

– Всего рыболовством, рыбоводством, переработкой рыбы и морепродуктов у нас в области занимаются около 150 организаций, – подчеркнула Марина Васильевна. – Трудятся в них 7,5 тысячи человек. Промышленным и прибрежным рыболовством занимаются 100 предприятий. Заработная плата рыбаков, занятых на промысле, более чем в два раза превышает средний заработок в экономике региона. Основой производственного потенциала рыбной отрасли в Мурманской области является рыбопромысловый флот, состоящий из более чем 200 морских судов. Средний возраст траулеров 28 лет. Конечно, он достаточно внушительный. Поэтому сегодня, несмотря на сложности с получением финансирования от отечественных банков, наши предприятия не ограничиваются модернизацией и изыскивают возможности строительства новых судов.

Глава региона напомнила также, что в 2013-2014 годах тремя мурманскими предприятиями были построены три новых рыбодобывающих судна: траулеры «Таурус» (ЗАО «Таурус»), «Механик Сергей Агапов» (ООО «Робинзон») и «Миракс» (компания «Мурмансельдь-2»). Но этого, безусловно, недостаточно, и существующую тенденцию старения флота такие отдельные успехи, безусловно, переломить не могут.

– В связи с этим мы надеемся, – подчеркнула губернатор, – что на динамике обновления флота позитивно скажутся меры государственной поддержки, которые разрабатываются и принимаются на федеральном уровне.

Уже давно задумались об обновлении своего парка судов мурманские прибрежники.

– Вот уже год, как мы ведем работу по строительству новых траулеров, – сообщил председатель правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко. – Мы подружились в хорошем смысле слова с одним из судостроительных заводов в Ярославской области. Год назад подписали с ним соглашение, а теперь вышли уже на практическое воплощение – на предконтрактную работу. В этом году мы определили линейку строительства судов. Теперь ждем принятия постановления правительства РФ о квотах на инвестиционные цели. Одно из наших предприятий уже дало письменное согласие, что в случае подписания документа по инвестквотам оно заключит контракт на строительство первых двух судов. Траулеры мы собираемся строить под охлажденную продукцию, но предусмотрена также возможность заморозки рыбы. Закон это позволяет. Есть только одно условие: мы должны поставлять продукцию только на отечественный берег, но мы его неукоснительно соблюдаем.

По мнению заместителя главы Росрыболовства Петра Савчука, процесс обновления российского промыслового флота уже идет.

– Есть поручение президента о том, что в течение месяца должны быть подписаны нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми мы вступаем в большую программу строительства флота. Более того, уже имеется 12 подписанных контрактов на постройку судов, три корабля строятся, поэтому, можно сказать, процесс пошел.

Выступая на форуме, Петр Савчук обозначил перспективы отрасли: приоритет отдается строительству новых судов, развитию морских биотехнологий и товарного рыбоводства. С 2017 по 2025 годы в рыбную отрасль Северного бассейна запланировано привлечь 130 миллиардов рублей инвестиционных средств. Также необходимо стимулировать прохождение грузов по Северному морскому пути – все возрастает количество предложений от российских и зарубежных предпринимателей.

Активное участие в работе международной конференции принимали представители рыбацких кругов Норвегии. Генеральный консул Королевства Норвегия в Мурманске Уле Линдеман подчеркнул, что между нашими странами в рыбной отрасли продолжает успешно развиваться экономическое, промышленное и научно-исследовательское сотрудничество.

С большим интересом встретили представители рыбацкого сообщества выступление директора управления по работе с крупными корпоративными клиентами АО «Альфа-Банк» Сергея Андреева. Тема его доклада была особенно актуальной – «Инвестиционные квоты и финансирование строительства рыболовецкого флота». Понятно, что без значительных средств корабль не построишь и если банк идет судовладельцу навстречу, предлагая оптимальные условия кредитования, то это можно только приветствовать.

Мы живем в морском городе. Но кто из мурманчан может похвастаться, что попробовал пирожное «Пир Нептуна» (с печенью трески по-мурмански), блинчики «Легкий бриз» (фаршированные морепродуктами), блюдо «Царевна-Лебедь», салат из пустассу с фукусом и северными ягодами, джем из морской капусты со вкусом не водорослей, а яблока, вишни, абрикоса, ассорти из икры и молок трески по-мурмански? Наверное, только те счастливцы, кому удалось побывать в первый день международного форума рыбаков на дегустации блюд, приготовленных учеными-технологами из МГТУ.

Более 70 наименований деликатесов из морепродуктов были представлены на дегустации в первый день конференции. Презентацию, на которой побывали Марина Ковтун и Петр Савчук, провел заведующий кафедрой технологий пищевых производств МГТУ профессор Владимир Гроховский. А помогли ему в этом талантливые ученые и аспиранты кафедры. Он же выступил на второй день работы форума с докладом на тему «Разработка и внедрение современных технологий продукции из водных биоресурсов».

В фокусе внимания второго дня работы форума оказались такие вопросы, как прогнозы развития ресурсной базы арктических морей, внедрение современных технологий производства и переработки рыбной продукции, а также подготовка кадров для рыбохозяйственной деятельности в Арктике. О том, как строятся рыболовные суда в Норвегии, рассказал первый заместитель руководителя Союза рыбаков Норвегии Арилд Орвик. Выступление председателя Союза рыбопромышленников Карелии Ильи Раковского было посвящено теме межрегионального сотрудничества в сфере развития рыбопромышленного комплекса. О сложной задаче обеспечения безопасности мореплавания в районах промысла делегатов конференции проинформировал начальник ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» Анатолий Леонтьев. И с огромным интересом встретили собравшиеся на форуме судовладельцы сообщение генерального директора ПИНРО Константина Древетняка о состоянии запасов водных биоресурсов и перспективах промысла на Северном бассейне. А о том, как в условиях сегодняшнего дня готовятся кадры для рыбной промышленности региона, рассказали ректор МГТУ Сергей Агарков и директор Мурманского индустриального колледжа Григорий Шатило.

Главная мысль, прозвучавшая на форуме, – рыболовный флот России и, в частности, Заполярья будет обновляться. Суда будут строиться, и что очень важно, у нас в стране. Правда, высокотехнологичное оборудование – «начинку» – придется пока приобретать за рубежом, в этой сфере мы несколько отстали. Но, как отметил с оптимизмом Андрей Иванов, с течением времени мы будем стремиться перейти на свое оборудование. Насколько это будет возможно, конечно.

Владимир Григорьев: «Общее море и заботы – общие»

Анализ, проведенный в Союзе рыбопромышленников Севера на основе данных о судах Мурманского рыбного порта, убедительно показывает, насколько изменилась структура мурманских флотов и как нуждаются промысловики Заполярья в радикальном обновлении флота.

– Реально у нас 99 судов переступили порог тридцатилетия, – оценил обстановку председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. – Откровенно говоря, эти суда – кандидаты на списание. Надеюсь, что благодаря инвестквотам состоится значительный скачок в отечественном судостроении. Сегодня практически все крупные мурманские судовладельцы ведут переговоры с корабелами, уже многие застолбили за собой верфи, подписаны первые договоры, а в рамках нынешней международной конференции планируется заключение очередного соглашения о намерениях. Были также подписаны договоры еще в конце прошлого года, в основном с заводами, которые базируются на Балтике. К сожалению, у нас в Заполярье предприятия не готовы строить современные траулеры, а на Балтике такие судостроительные заводы, как «Янтарь» (Калининград), «Выборгская верфь» (Выборг), «Северная верфь» (Санкт-Петербург) по своим мощностям способны построить вполне современные высокопроизводительные суда. Говорю это со знанием дела, потому что сам поездил по предприятиям и посмотрел. Им это вполне по силам.

Международный рыбный форум в Мурманске начался с подписания трехстороннего соглашения о сотрудничестве между Союзом рыбопромышленников Севера, Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана и Союзом рыбаков Норвегии. Вот как прокомментировал Владимир Григорьев это значимое для международных контактов событие:

– Соглашение предусматривает реализацию большого плана совместных мероприятий заполярных и норвежских рыбаков. Запланированы полезные и интересные для обеих сторон контакты: семинары, круглые столы, встречи по вопросам рыболовства, которые будут проходить как в Мурманске, так и в Норвегии. К примеру, уже в июне в Будё должен состояться семинар по розыску и спасению терпящих бедствие с презентацией средств оказания помощи рыбакам, также будет обсуждаться сотрудничество в этой области с береговой охраной. В августе-сентябре мы встретимся с норвежскими коллегами, чтобы обсудить ситуацию с запасами биоресурсов в Баренцевом море. Кроме того, в сентябре должен пройти чрезвычайно актуальный семинар в рамках проекта MARP по предотвращению загрязнения Арктики пластмассой и сетематериалами. Конечно же, мы традиционно собираемся принять участие в Конгрессе Союза рыбаков Норвегии (1-2 ноября в Тронхейме). Среди особо важных направлений для обсуждения – экология, безопасность мореплавания, выделение квот, модернизация рыболовного флота и многое другое. Такие деловые диалоги очень полезны, ведь мы трудимся в общем море и заботы у нас, по сути, общие.

Сергей Андреев: Основная ценность – это наличие квот

Директор управления по работе с крупными корпоративными клиентами АО «Альфа-Банк» Сергей Андреев посвятил свое выступление инвестиционным квотам и финансированию строительства рыболовецкого флота.

– Наша цель – помочь нашим клиентам принимать оптимальные решения в планировании финансово-инвестиционной деятельности. У нас крупный частный банк с капиталом порядка 300 миллиардов рублей, или 5,7 миллиарда долларов.

Портфель «Альфа-Банка» в агропромышленной отрасли на текущий момент составляет около двух миллиардов долларов. Мы активно участвуем в системе льготного кредитования АПК по программе господдержки 15-28, инициированной Министерством сельского хозяйства, а также в проектах по поддержке профильных отраслей АПК. Портфель банка в рыбодобыче – 265 миллионов долларов. При этом финансирование проектов рыбодобывающей отрасли составляет 14 процентов всего кредитного портфеля банка в АПК.

Понимая большой потенциал рыбодобывающей отрасли, мы готовы кредитовать сегодня еще больше. Опыт финансирования строительства крупных судов у нас тоже есть. На текущий момент одно из них уже работает в Баренцевом море.

Докладчик перечислил главные критерии, которыми руководствуется «Альфа-Банк» при анализе инвестпроекта по строительству рыбопромышленнного судна:

– Методика оценки инвестиционных проектов, с которой работает банк, опирается на расчеты, исходя из нескольких ключевых факторов. Первый, основополагающий – объем квот потенциального заемщика. При этом учитываются как текущие квоты, так и новые, которые компания получит при реализации проекта по строительству фабрики или судна, а также зоны вылова и виды рыб. Второй фактор – финансы компании. Здесь важно понимать, как тот долг, который привлечет компания под инвестиционный проект, отразится на текущих показателях ее прибыли и рентабельности. Третий фактор – рынок, на котором работает заемщик. Специалисты банка рассматривают объем экспорта, валюту выручки, даже ценовую динамику по конкретному виду рыб, который добывает компания. И последний момент – наличие действующего флота и его состояние, плановые проекты по модернизации и реновации судов.

Итак, финансовая модель складывается из анализа квот компании, состояния ее флота, финансов компании, рынка и инвестиционного потенциала отрасли, который сейчас огромен. После анализа всех этих факторов появляется некий показатель стоимости бизнеса, на основе которого принимается решение о структуре и размере финансирования, которое «Альфа-Банк» готов предоставить на реализацию проекта.

При этом размер капитала «Альфа-Банка» позволяет финансировать до 100 процентов от стоимости проекта. Несомненным плюсом является и то, что «Альфа-Банк» имеет доступ на рынок международных капиталов, у нас нет ограничений по работе с валютой в любой точке мира. Мы снижаем риски, предоставляя финансирование в валюте выручки заемщика. Кроме того, мы не ограничены и по срокам финансирования. При определенных показателях аналитической модели это могут быть и 7-, 8- и 10-летние кредиты. Тем не менее конкретные условия зависят от проекта. Ключевым фактором будет наличие квот, это основная ценность.

Сегодня и банки, и бизнес, и госорганы ждут принятия постановления правительства РФ, которое будет регулировать порядок отбора проектов по строительству новых судов, требования к инвестициям, процессуальные моменты в части сроков подачи заявок на выдачу квот. Ожидается, что оно будет подписано в апреле, и тогда у банков появится конкретика для просчета инвестпроектов. Думаю, что сразу же после принятия постановления банки начнут одобрять заявки, и мы не исключение.

Источник: Мурманский вестник