Оборудование ТСК для маломерного флота должно быть российским, недорогим и качественным

Оборудование ТСК для маломерного флота должно быть российским, недорогим и качественным

«Дорожную карту» создания ТСК российского производства для мониторинга нахождения на промысле маломерных судов решено разработать по итогам совещания в Росрыболовстве

Москва, 28 марта 2017 года. – В Росрыболовстве на расширенном совещании обсудили вопросы оснащения маломерных судов техническими средствами контроля (ТСК). Встречу провел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.

DSC 0538В обсуждении приняли участие представители Росрыболовства, Минсельхоза России, Минтранса России, Росморречфлота, Минпромторга, ФСБ России, ФГБУ «ЦСМС», АО «Спутниковая система «Гонец», ФГУП «Морсвязьспутник».

Создание системы мониторинга маломерных судов на промысле включено в план мероприятий по оптимизации контрольно-надзорной деятельности в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов от 22 ноября 2016 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Аркадием Дворковичем. Минсельхозу России совместно с Минтрансом России, ФСБ России и Росрыболовством поручено подготовить доклад в Правительство России по вопросу оснащения маломерных судов рыбопромыслового флота ТСК.

В соответствии с отраслевым законодательством ТСК в обязательном порядке устанавливаются на суда с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн. Таким образом, маломерные суда, не подпадающие под требование закона, не должны быть оснащены ТСК в обязательном порядке.

Вместе с тем, суда и транспортные средства, используемые в любое время суток в пределах участков внутренних морских вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в территориальном море Российской Федерации и российской части Каспийского и Азовского морей также должны оснащаться ТСК в целях выполнения приказа ФСБ России от 15 октября 2012 года «Об утверждении Правил пограничного режима».

DSC 0546В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязательным аварийно-спасательным оборудованием для маломерного флота являются только спасательные жилеты, фальшфейеры и спасательные круги, что категорически недостаточно для проведения поисково-спасательных работ в кратчайшие сроки.

«Сейчас проблема соблюдения правил безопасности на промысле маломерных судов стоит очень остро, к сожалению, есть несчастные случаи с человеческими жертвами», – отметил Петр Савчук.

При этом в настоящее время на техвооружении флота отсутствует бюджетное и компактное оборудование, способное выполнять функции ТСК маломерных судов в морской среде и при этом недорого обеспечивать непрерывность и некорректируемость передаваемых данных.

Как отмечено на встрече, система должна обеспечивать решение следующих задач: сохранение водных биоресурсов и противодействие ННН-промыслу (Росрыболовство, Пограничная служба ФСБ России); пограничный контроль (ПС ФСБ России); портовый контроль (Минтранс России); обеспечение безопасности мореплавания и спасания человеческой жизни (МЧС России).

Вместе с тем, использование системы не должно нести повышенные расходы бюджета Российской Федерации, а также судовладельцев. Как отметил в докладе заместитель начальника Управления флота, портов и мониторинга Росрыболовства Анатолий Дубник, стоит задача минимизировать стоимость устройства и передаваемых данных. При этом необходимо соблюсти требования к ТСК: протоколы обмена должны быть унифицированы и открыты, для того чтобы все производители устройств мониторинга смогли начать выпуск изделий, что приведет к снижению стоимости устройств. При этом не должно быть возможности корректировки данных ТСК. В число обязательных характеристик также входит устойчивость к агрессивной морской среде, положительная плавучесть и автономное электропитание в течение не менее 48 часов.

DSC 0551Дискуссия развернулась вокруг возможности обеспечения системы мониторинга именно отечественной спутниковой системой «Гонец». Сейчас оборудование, предлагаемое «Гонцом» дорогостоящее и громоздкое для маломерного флота. Вместе с тем, потребность в оснащении компактным и функциональным недорогим комплектом ТСК очень высока.

Начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга системы рыболовства и связи» Артем Вилкин отметил, что сейчас есть два бюджетных варианта ТСК отечественного производства, которые отвечают обозначенным требованиям (начальная цена 22 тыс. рублей и 35 тыс. рублей) и ЦСМС готовы приступить к их тестированию.

По итогам совещания решено подготовить проект доклада в Правительство с предложениями по ТСК для маломерного флота, провести совещание на площадке Минпромторга с привлечением профильных департаментов для разработки нового востребованного на рынке продукта российского производства с формированием «дорожной карты» по его созданию и внедрению, одновременно провести тестирование уже существующих аналогов.

Кроме того, будут подготовлены предложения по внесению поправок в отраслевое законодательство и нормативные акты для усовершенствования мониторинга на промысле.

Источник: Пресс-служба Росрыболовства