Доклад заместителя министра сельского хозяйства России – руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова на встрече председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с руководителями предприятий рыбохозяйственной отрасли Дальневосточного федерального округа. Южно-Сахалинск, 23 августа 2017 года

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

Действительно, в 2018 году отечественный рыбохозяйственный комплекс завершает десятилетний цикл развития, который был связан с историческим правом наделения квотами, и приступает к новому этапу реализации проектов по инвестиционным квотам. Мы считаем, что объём, который был достигнут рыбаками в 2016 году, это, конечно, рекордный показатель. Но мы не планируем останавливаться на достигнутом, задача – превысить пятимиллионный рубеж. Здесь важно, что в 2016 году мы возобновили, после более чем 25-летнего перерыва, промысел сардины иваси, скумбрии, вылов которой составил в прошлом году всего лишь 9 тыс. т. Надеемся, что в этом году мы сможем улучшить результаты. В целом, по прогнозам учёных на ближайшую перспективу (10–12 лет), мы сможем добывать порядка миллиона тонн этих видов рыб.

Хотел бы сказать о перспективном для нас сегменте в отрасли, это аквакультура. В 2014 году вступил в силу новый закон, по сути, только с 2015 года он начал действовать. По результатам 2016 года выпуск продукции аквакультуры превысил 200 тыс. т, а рост в целом по стране составил 16%. В рамках механизма распределения рыбоводных участков под выращивание марикультуры на Дальнем Востоке оформлено в пользование более 30 тыс. га акватории, к настоящему моменту подготовлено для реализации через аукционную систему ещё 46 тыс. га.

Несколько слов о финансовых показателях. Оборот организаций отрасли составил 291 млрд рублей, что в действующих ценах на 11% больше, чем в 2015 году. Вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП составил 218 млрд рублей, что на 6,6% выше уровня 2015 года.

Объём поставок отечественной рыбной продукции на экспорт в 2016 году несколько возрос, но это произошло не за счёт сокращения поставок на внутренний рынок, а за счёт дополнительных объёмов производства. Одновременно сократился общий объём импорта рыбной продукции на 8,7%. Однако, несмотря на положительные темпы роста добычи, валового оборота, экспорта, отрасль всё ещё сильно ориентирована на сырьевую модель развития. По некоторым видам водных биологических ресурсов, таким как минтай и сельдь, доля мороженого сырья в производстве и экспорте составляет более 70%. Применительно к этой проблеме был разработан механизм поддержки инвестиций в создание мощностей по глубокой переработке уловов – это предоставление и закрепление квот на инвестиционные цели, и мы предусмотрели, чтобы эти предприятия и суда были оснащены современными перерабатывающими технологиями и безотходным производством.

На сегодняшний день, по нашим данным, на стадии проработки находятся порядка 40 контрактов на строительство рыбопромысловых судов и 15–20 рыбоперерабатывающих заводов. Из них порядка 15 судов и 10 заводов – в Дальневосточном бассейне. Всего в результате реализации механизма инвестквот ожидается строительство свыше 100 судов и 20 крупных береговых заводов, что, по нашим расчётам, позволит увеличить годовой вклад отрасли в ВВП более чем на 50 млрд рублей. Данные новые мощности, по нашим оценкам, позволят достичь и внушительного роста экономической отдачи от освоения биоресурсов – свыше 50% в среднем на тонну вылова – за счёт глубины переработки и безотходности производства.

Другой критически важной задачей для достижения поставленных целей является опережающее развитие логистической и портовой инфраструктуры, способной предложить качественный сервис по хранению и дистрибуции готовой продукции.

По результатам 2016 года объём перевалки рыбной продукции через российские порты превысил 1,5 млн тонн. Объём поставок увеличился и по железной дороге во внутригосударственном сообщении и составил около 670 тыс. тонн.

Мы совместно с «Российскими железными дорогами» в течение 2016 года вели работу по оптимизации схем доставки рыбной продукции. По итогам работы рабочей группы введены в пользование восемь новых скорых поездов со сроками доставки в Центральный федеральный округ со станций отправления на Дальнем Востоке в течение семи-восьми дней.

В части управления объектами портовой инфраструктуры в течение последних лет была выстроена и внедрена система договорных отношений, согласно которым практически все ключевые объекты гидротехнических сооружений федеральной собственности переданы арендаторам. Но что самое важное: мы в договоры аренды включили инвестиционные обязательства по капитальному ремонту и развитию портовой инфраструктуры.

С точки зрения развития и привлечения инвестиций стратегически важным для нас является развитие холодильных мощностей. У нас их недостаточно. И конечно, строительство новых, современных холодильных мощностей даст возможность осуществлять хранение у себя, а не за рубежом, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

На сегодняшний день в разработке находится два крупных проекта по строительству холодильников в портах Дальневосточного бассейна совокупной ёмкостью хранения 60 тыс. т, что примерно равно 80% существующих мощностей холодильных складов на Дальнем Востоке.

Также мы самостоятельно осуществляем развитие отдельных вверенных объектов. В настоящее время ведётся реконструкция причальных стенок нового терминала в порту Петропавловска-Камчатского. Проект включает в себя новые холодильные мощности и площадку для рефконтейнеров.

Помимо текущих задач отрасль в своём развитии также должна сформировать и долгосрочные цели с учётом требований национальной продовольственной безопасности, открывающихся рыночных перспектив. В этой связи мы в 2017 году предложили новую концепцию долгосрочного развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года. Соответствующий проект был рассмотрен на заседании Правительственной комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, и с учётом доработки поручено до 1 ноября внести его в Правительство.

Концепция формулирует комплексный план действий по значительному повышению экономической отдачи от переработки, в первую очередь за счёт выстраивания вертикальных цепочек от вылова до конечного продукта. Здесь хотел бы уточнить, что реализация будет осуществляться за счёт строительства береговых предприятий и нового эффективного флота. В этой связи в качестве важного инструмента достижения поставленных целей ещё раз хотел бы сказать про квоты на инвестиционные цели.

Помимо этого, стратегия предусматривает и такие направления, как развитие аквакультуры, новые перспективные объекты промысла, о которых я уже говорил, – сардина и скумбрия. И конечно, для нас важнейшим является в перспективе до 2030 года возврат в зону промысла Антарктики для добычи антарктического криля.

В завершение хотел бы отметить ряд направлений, по которым нам предстоит продолжить работу.

Во-первых, необходимо более активно работать над регламентами контролирующих органов в части сокращения избыточного контроля, оптимизации процедур оформления судов и грузов, таможенного оформления поставок зарубежных комплектующих при осуществлении ремонтов и комплексного обслуживания промыслового флота на территории России.

Основная задача – создание не только инфраструктуры по перевалке и хранению рыбной продукции, а в целом центров по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота.

Для реализации проектов строительства перерабатывающих мощностей важным является также, чтобы и регионы активно были вовлечены в процесс, предоставляя под береговые заводы всю необходимую инфраструктуру для строительства. Иначе просто и заводы, и наше решение по инвестиционным квотам не достигнут своей цели.

Также считаем важным вести постоянный мониторинг и анализ предложений по реализации постановлений по инвестквотам с целью возможной дальнейшей точечной настройки.