Сегодня в Хабаровске обсудили вопросы строительства судов рыбопромыслового флота на дальневосточных верфях, модератором совещания выступил заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук. Как сообщает ИА «Хабаровский край сегодня», главным рассматриваемым вопросом стала «пробуксовка» механизма инвестиционных квот – проект, призванный загрузить отечественные верфи работой и заменить устаревшие сейнеры и траулеры на новые, в азиатской части России пока притормаживает.
– Сейчас в стране строится 15 судов, от рыбаков есть заявки еще на 50, но все они производятся на северо-западе, ни одного контракта с Амурским или Хабаровским судостроительными заводами не подписано, – подчеркнул Пётр Савчук.
Почему промысловики не приходят с заказами на дальневосточные верфи — вопрос сложный. Некоторых отпугивает цена, другие хотят перестроить проект персонально под свои нужды, но, как отметил заместитель генерального директора конструкторского бюро «Хотча Морское проектирование» Василий Тищенко, дальше разговоров дело не идёт — обращений много, инженеры готовы изменить конструкцию, а «просишь письменно сформулировать пожелания — они пропадают, и это в 100% случаев».
– Говорить о том, что хабаровский и комсомольский судостроительные не готовы к заказам – неправильно, – заявил представитель руководства «Объединённой судостроительной корпорации» Сергей Итальянцев. – Дальневосточники могут и хотят работать, но твёрдых заказов, к сожалению, пока нет.
Представители верфей Хабаровского края, тем не менее, уверены: программа «квоты под киль» началась всего два месяца назад и до конца года заявки на новые суда на заводы поступят.
– Год назад на Международном конгрессе рыбаков я задавал вопрос, почему они новый флот строят на северо-западе страны или за рубежом и получил ответ: «За последние 30 лет вы не имели опыта строительства промысловых судов, – говорит заместитель генерального директора ПАО «Амурский судостроительный завод» Александр Попов. – Мы обратились к опыту иностранных конструкторских бюро, в настоящее время проводим реструктуризацию и избавляемся от непрофильных активов, направили предложения в 300 дальневосточных рыбопромысловых компаний и примерно от 200 получили отклик, а 16 нам сообщили о своих потребностях и сейчас выбирают из проектов наиболее им подходящие. Я уверен, что на ближайшем Конгрессе рыбаков нам удастся получить если не полноценные контракты, то предварительные договоры. Задача нашего завода – не только строить новые суда, но и организовать в Комсомольске-на-Амуре производство промыслового оборудования, и об этом мы ведём переговоры с несколькими зарубежными компаниями и одна уже дала согласие на перенос части своих мощностей в Россию. Если рассматривать серию из трёх-четырёх судов, то мы вплотную приближаемся к цене калининградского «Янтаря». Если учесть, что перегон траулера с северо-запада страны на Дальний Восток будет стоить примерно 3% от стоимости судна, то в этом вопросе, с учётом регионального коэффициента 1,2 для «квот под киль», у нас будет паритет цен.
Обновить флот рыбакам готова помочь и «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), по некоторым программам предлагающая клиентам нулевой авансовый взнос и рассрочку по выплате до 10 лет. Предприятие крупное, сейчас в транспортную отрасль России оно инвестировало уже более 336 млрд рублей, имеет 57 судов в собственности и 19 в заказах, поэтому рассматривает исключительно финансово ёмкие заявки — только свыше 150 млн рублей.
– Нужно дать шанс заводам строить суда и мы готовы в этом участвовать, – подчеркнул директор дирекции морского и речного транспорта «ГТЛК» Игорь Ивашин. – Если рыболовецкие колхозы рассчитывают построить одно судно за средства меньше названной цифры, пусть объединяются в ассоциации и оформляют лизинг, ведь для нас главное — чтобы построенные новые суда можно было продать, если вдруг клиент не сможет за них рассчитаться.
Присутствовавшие на совещании представители консорциума KNARR из Исландии также выразили готовность перезапустить строительство рыболовецких судов на Дальнем Востоке. Как отметил генеральный директор фирмы Харальдур Арнасон, всего семь лет назад промысловый флот его страны считался одним из самых старых в мире — а сейчас он новый на 70%.
– Было принято решение о строительстве новых судов, современное оборудование и инновационные формы корпусов помогают экономить горючее, увеличивают выживаемость судна в сложных погодных условиях и объёмы вылова за счёт более мягкого хода, улучшает условия жизни и работы экипажа и главное: рыбаки стали больше зарабатывать, – отмечает Харальдур Арнасон. – KNARR готова предоставить полные проекты судов и абсолютно всё, что нужно для их постройки — оборудование, навигационные системы, вспомогательные механизмы.
Еще один исландец, генеральный директор компании Nautic Альфред Тулиниус, вообще заявил, что если бы в его стране были такие же льготы от государства, то он сам бы начал строить суда — сейчас его предприятие занимается изготовлением судового оборудования.
– В Исландии нет верфей, в нашей стране не производятся двигатели – мы заказываем суда в Испании, Польше, Чили, может быть и в России, – говорит Альфред Тулиниус. – Мы продаём наше «ноу-хау» и готовы работать на Дальнем Востоке. Знаем о ваших проблемах, они похожи везде и в основном это вопросы логистики и знаем, как их решить.
Перезапуск отрасли судостроения на российском Дальнем Востоке если и притормаживает, то совсем ненамного, ведь с начала введения системы инвестиционных квот всё же прошло всего два месяца. Если руководство Амурского судостроительного завода связывает надежды с предстоящим международным конгрессом рыбаков и активной маркетинговой политике, то у их коллег из Хабаровска уже почти всё «на мази».
– Фирма «Викинг» из Приморского края заказала эскизный проект краболова в японском конструкторском бюро, после чего его для окончательной работы передадут отечественным проектантам, – говорит генеральный директор Хабаровского судостроительного завода Игорь Васько. – К нам на предприятие приезжали японцы, оценили возможности и размеры цехов и этот проект готовится специально для нас. Сейчас в документ о «квотах под киль» внесут изменения, связанные с промыслом краба, и на завод поступит заказ. В зависимости от того, какие изменения будут приняты, мы начнём строить или шесть, или двенадцать краболовов. Мы готовы к общению с рыбаками, наша калькуляция всегда открыта, можно её обсудить и начать строить суда. Понимаете, если брать производство одного сейнера — цена выйдет одна, а когда заказ на партию из шести, то стоимость даже первого сразу снижается на 20%. Да, на западе страны верфи знаменитые, но при всём к ним уважении — как калининградский «Янтарь» будет проводить гарантийное обслуживание судов на Камчатке, оно всё равно понадобится и встанет в копеечку.
Неторопливость дальневосточников в заявках на «квоты под киль» может обернуться против них – 7 декабря закончится срок подачи документов и льготами, которые предназначались местным компаниям, вполне захотят воспользоваться крупные игроки.
– Рыбаки должны задуматься, – подчеркнул заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук. – Это не социальный проект, а инвестиционный и от каждого инструмента должен проявиться какой-то эффект. У нас с «квотами под киль» ещё толком ничего не началось, а некоторые промысловики уже просят изменить нормативные документы. 7 декабря последний срок, после чего комиссия рассмотрит документы и с 1 апреля 2018 года мы начнём анализировать итоги программы. Не начнут инвестквоты работать — будем смотреть, что изменить, хотя хочу предупредить — мощные и богатые компании уже готовы прийти на Дальний Восток, построить заводы и заказать на местных верфях суда.
Источник: ИА «Хабаровский край сегодня»