Как закинули невод

Вклад рыболовства в российскую экономику планируется увеличить вдвое к 2030 году

Такие планы были озвучены на Международном рыбопромышленном форуме и выставке рыбной индустрии в Санкт-Петербурге.

В середине сентября на него съехались участники более чем из 50 стран – от Европы до Южной Америки. Россия занимает четвёртое место в мире по добыче водных биоресурсов. Нашу страну опережают Китай, Индонезия и США. Международный рыбопромышленный форум стал площадкой, где обсуждают важные экономические проблемы самые влиятельные люди в этой отрасли. В Санкт-Петербург приехали министры сельского хозяйства и рыболовства Норвегии, Исландии, Марокко, Камбоджи. Участвовали представители Японии, Америки и Китая. Основные вопросы – как сохранить ресурсы Мирового океана, как сотрудничать в Северной Атлантике и в Тихом океане, где пересекаются интересы семи стран.

Этот форум называют первым, хотя российские рыбаки регулярно встречались то на столичной площадке, то во Владивостоке. Но уже к завершению первого дня рыбного форума старожилы отрасли комментировали в кулуарах, что это событие в Питере «круче, полезнее и выгоднее». Во второй день на конференции «Новая стратегия развития российской рыбной индустрии» и была презентована новая стратегия развития отечественного рыбохозяйственного комплекса.

Полный зал «морских волков» ждал, что скажет «первая тройка»: заместитель председателя правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Аркадий Дворкович, заместитель председателя правительства Российской Федерации:

— Разработана долгосрочная стратегия развития рыбохозяйственного комплекса страны. Главный акцент – на рациональное использование национальных запасов. Программа нацелена на изменение внутренней структуры производства и уход от сырьевой направленности экспорта. Инструментом в этом должны стать высокотехнологичный рыбодобывающий флот, передовая переработка, современная инфраструктура.

Илья Шестаков, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководитель Федерального агентства по рыболовству:

— Ключевые ориентиры на ближайшие десять лет – привлечение десяти миллиардов инвестиций в рыбную отрасль. Россия может стать заметной точкой роста в масштабах глобальной индустрии. Ресурсы в Мировом океане распределяются на основании истории промысла, того, какие научные данные и кто проводил исследования. У России большой потенциал, и мы претендуем на большую долю в конвенционных районах.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

— Только что произошло важное событие в истории освоения Арктики – по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск пришло судно с тремя тысячами тонн свежей рыбы. Последняя подобная попытка предпринималась в 2005 году. По железной дороге такой объём идёт минимум месяц. Это опытный проход. Теперь нужно удешевить маршрут, а для этого обеспечить его обратную загрузку. Предстоит проанализировать целый перечень управленческих решений.

По имени-отчеству

После пленарного заседания журналисты взяли архангельского губернатора буквально в кольцо – и потому что он был единственным губернатором на форуме, который приехал биться не только за интересы рыбколхозов и жителей поморских деревень, но и за потребительский интерес Архангельской области.

Так в чём же достижение этого прохода из Владивостока до Архангельска?

Александр Ефремов, управляющий группой компаний «Доброфлот», объяснил всё простыми словами:

— Колоссальное количество преимуществ от этого перехода. Прежде всего, это качество. Рыба не переваливается минимум четыре раза. Ведь каждая перевалка – это механические повреждения. Плюс сохраняется холодовая цепочка и непрерывность температурного режима, что для мороженой рыбы определяет её качество.

Если Архангельский траловый флот и дальше будет вести с нами дела в этом же стиле: встретили, разгрузили, оформили – всё, как обещали, как часы – так одно удовольствие так работать. Через Северный морской путь мы сможем в год даже не два, а четыре судна с рыбой переваливать через Архангельск, а вся центральная Россия сможет эту рыбу у вас забирать. Думаю, у Архангельска большие перспективы в рыбной отрасли. Почему? Вот сравните: я – самый крупный работодатель во Владивостоке, но со своим губернатором ещё ни разу не разговаривал, а ваш не только со мной диалог ведёт, он и ваших председателей рыбколхозов по имени-отчеству знает и за руку здоровается.

Два капитана

На форуме угощали деликатесами. На площадке Северо-Западного рыбопромышленного консорциума и акционерного общества «Архангельский траловый флот», например, делали бургеры с мясом краба. И даже очередь выстроилась за этим угощением. Два убелённых сединами капитана уж было махнули рукой, услышав, что угощают только партнёров АТФ. Но им вовремя подсказали находчивые поморы из архангельской делегации: «Так вы ж партнёры!?» Они, пряча улыбку, согласились: «Даааа. Мы ж, было дело, даже намеревались Архангельский тралфлот купить. Но не вышло. К тому же предприятие по‑прежнему с государственным участием».

Эти два капитана из Калининграда, прежде чем стать собственниками больших рыболовецких предприятий, вдоволь нахлебались морской волны – больше 20 лет морского стажа у каждого. В отличие от ПМЭФ, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге в июне, здесь большинство участников – не клерки с портфелями и «великие» менеджеры в дорогущих костюмах, а те, кто прошёл путь до руководителя через все якоря. Поэтому и переговоры, и контракты очень конкретные: от сетей, рыбы до строительства рыбопромысловых судов. Вот, например, в зоне «Биржи деловых контактов» состоялось подписание соглашения на сумму 11 миллионов долларов между компанией ЮКРК (Южно-Курильский рыбокомбинат) и норвежско-немецко-тайской компанией – производителем оборудования.

А если пример поближе к поморским деревням, то на верфях в Выборге будут построены сразу четыре рыболовецких судна по заказу архангельских рыболовецких колхозов.

По словам калининградских капитанов, безопасность мореплавания, которая обсуждалась в третий день форума, это 90 процентов успеха рыболовецкого бизнеса. Случается, что рыболовецкие суда вмерзают в лёд, борются со штормами, бывает, сети наматываются на винт. Именно так было с норвежским траулером полтора года назад в Баренцевом море. На помощь норвежским морякам пришли российские спасатели из ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ»: получив сигнал бедствия, вышли в район, взяли на буксир, довели судно до порта Тромсе и там на месте провели размотку винторулевой группы.

Форум-деликатес

— Местами – хорошо, – так сдержанно отзывались о форуме всё те же повидавшие все морские виды капитаны. А вот для журналистов этот форум был просто деликатес и в смысле невиданной прежде информации. Хотя бы в названиях: крылья ската, краб стригун ангулярус, гольная рыба ПБГ, макрурус малоглазый и макрурус чёрный, палтус белокрылый, строганина из макруруса, терпуг курильский, креветки гренландские и углохвостые, креветки «шримс-медвежонок», шримс козырьковый, креветки северные.

Или вот ещё – морской гребешок, который жарили и подавали прямо на территории павильона одной мурманской рыбопромышленной компании. С виду небольшие пельмени подавали на одной половине морской раковины в роли тарелочки. Чуть соли, чуть перца, долька лимона – изысканный вкус, максимум белка и полное отсутствие голода на ближайшие 5–6 часов. Оказывается, единственное судно России добывает чудо-моллюска. Но лов гребешка в России на грани запрета, поскольку у науки нет достаточных сведений о его запасах.

— Приезжайте в Архангельск на рыбохозяйственный совет, и, возможно, вместе с коллегами можно будет найти решение. Тем более что и у Архангельского тралфлота есть квота на вылов гребешка, – предложила мурманскому коллеге Ирина Бажанова, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.

Дикий улов

Ну, и конечно, стоит отдельно сказать об икре. Её было много – чёрной и красной. Но настоящие рыбаки сказали, какой стоит уделить особое внимание – той, которую промывают в солёной воде прямо на судне и, подвергнув шоковой заморозке, упаковывают. Выяснилось, что эта торговая марка – «Дикий улов» – представительствует пока только исключительно в столице России. Ирина Бажанова уверила коллег с Сахалина, что это неправильно, и что у её земляков тоже должен быть выбор, если они захотят вдруг такого изысканного лакомства – и прямо на месте договорилась о поставках лучшей российской икры в наш регион.

Андрей Долгушин, председатель сельскохозяйственного кооператива «Дружба» с Сахалина, порекомендовал архангельскому министру попробовать салат из кукумарии. Ну, мало ли понравится вот такой экзотический продукт, и его тоже можно будет поставлять в архангельские магазины. А сам добавил, что, конечно, на Сахалине рыбы много и она крупная. Но самая жирная рыба и вкусная – она всё‑таки в Белом море… Он, кстати, в рыбном деле профи – тоже капитан с двадцатилетним стажем.

Источник: Правда Севера