Прошел месяц с момента вступления в силу техрегламента Евразийского экономического союза “О безопасности рыбы и рыбной продукции”.
Принятый закон жестко регулирует предельно допустимые нормы глазури, или “ледяной корки” на замороженной рыбной продукции. Масса льда, согласно требованиям техрегламента, не должна превышать в замороженной рыбе – 5 процентов, в замороженной рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных – 7 процентов, из неразделанных ракообразных – 14 процентов. Рыбные магазины в России уже начали приспосабливаться к новым реалиям, но с разной степенью эффективности.
“Магазинам будет непросто соблюдать требования техрегламента ЕАЭС, потому что при действовавшем ГОСТе, допускавшем 10 процентов норму глазури, в крупных сетях эконом-класса этот показатель на минтае, или пикше де-факто часто превышал 25-30 процентов, – сообщила “РГ” руководитель аналитического агентства “Рыбсеть” Полина Кирова. – Специализированным рыбным магазинам, в том числе и сетевым, приспособиться будет легче, поскольку они и до этого делали ставку на качество продукта, многие даже соответствовали стандартам Российской системы качества, которая допускает не более 4 процентов глазури на мороженой рыбе. Крупные же торговые сети очень сильно зависят от особенностей логистики. 70 процентов мороженой рыбы в России доставляется с Дальнего Востока, причем в основном железнодорожным транспортом и в так называемых вагонах-термосах, которые могут только поддерживать заданную температуру, но не создавать необходимые минус 20 градусов для рыбы и минус 25 для креветок. Как следствие, рыба и морепродукты, те же креветки, или крабы, в пути могут неоднократно подвергаться дефростации, то есть разморозке, теряя в качестве, и добавляя себе в итоге только лишнего льда”.
“Основная цель техрегламента – защитить потребителя от некачественной рыбной продукции. Рыба требует к себе, если говорить о хранении и транспортировке, гораздо более внимательного отношения, чем какой-либо другой продукт питания. Как известно, рыба, как губка впитывает воду, до 40 процентов воды пропадает в мышечную массу, а в итоге потребитель получает на сковородке продукт в значительно меньшем объеме”, – подчеркнул заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук.
Новый техрегламент ЕАЭС предусматривает поэтапный запрет на перевозку рыбы в вагонах-термосах и переход на рефрижераторы, где температура не зависит от внешней среды, но из-за объективной нехватки парка современных рефрижераторных вагонов забота о качестве продукции еще долго будет оставаться, в первую очередь, прерогативой самих торговых сетей.
“Реальную оценку эффективности техрегламента ЕАЭС в плане регулирования норм глазури можно будет дать только следующим летом, – утверждает Полина Кирова. – Ближайшие полгода у перевозчиков будет союзник в виде морозов, которые обеспечат относительно комфортную транспортировку в вагонах-термосах. А вот затем придет тепло, и наступит момент истины для потребителей и для тех продавцов, кто экономит на качестве перевозок. Действительно, перевозя и храня рыбу в обход действующих правил, можно сэкономить до 20 процентов от ее розничной цены на прилавке. Но рассчитывается за это покупатель, в том числе и своим здоровьем”, – отметила эксперт.
Источник: Российская газета