Девятого октября отдел рыбоохраны совместно с сотрудниками линейного пункта полиции и корреспондентами «Каменских известий» провели рейд по выявлению и пресечению нарушений правил рыболовства на Оби и ее протоках
ПИСЬМО
В конце сентября в редакцию пришло письмо от жителя нашего города, где он рассказал, как местные мужики безжалостно вылавливают рыбу сетями в районе Суевы и остаются безнаказанными, попросил прояснить ситуацию.
Первым делом мы созвонились с Николаем Рахмановым, государственным инспектором Алтайского отдела рыбоохраны. Он объяснил, что мероприятия, рейды по очистке от сетей по всей р. Обь, ее протокам и другим водным объектам Каменского района проводятся постоянно и поэтому браконьеры не остаются безнаказанными. Он предложил нам принять участие в одном из рейдов, что будет хорошим дополнением к ответу на письмо читателя.
СИЛЬВЕР-650
Выход в рейд был запланирован на 19:00. Осенью на улице темнеет быстро и именно в этот период браконьеры начинают действовать.
—Сейчас рыбаки ушлые, каждый раз что-то новое придумывают, стараются быть незаметными, прячутся. Поэтому под покровом ночи быть «прозрачными» проще и им, и нам,—начал свой рассказ Николай Рахманов.—Рейды мы проводим каждый день в разное время суток. Для нас главное—внезапность и результативность. Убежать на воде от нас не получится – догоним и оштрафуем, скрываться тоже бессмысленно – найдем!
Чуть позже стало ясно, почему Николай Николаевич с такой уверенностью говорил, что браконьерам будет непросто убежать от рыбоохраны. В рейд мы выходили на катере «Сильвер-650»—это настоящая гроза рыбаков. С мотором Suzuki в 200 лошадиных сил катер развивает скорость 83 км/ч. Если сравнить, то на рыбацких лодках чаще всего стоят моторы мощностью в 60 л. с.
Теперь и нам предстояло ощутить всю прелесть погони. Возле катера нас встретил Евгений Прядко, начальник линейного пункта полиции на станции Камень-на-Оби.
Евгений Прядко, начальник линейного пункта полиции на станции Камень-на-Оби
—Ну что, готовы ловить нарушителей? – спросил Евгений Анатольевич.
—Готовы! – бойко отвечаем мы.
—Тогда занимайте лучшие места.
«Сильвер-650» на вид небольшой, но внутри просторно и тепло. Устраиваемся поудобнее, Евгений Прядко связывается с диспетчером по рации и определяет маршрут «Камень-на-Оби – Родина» и «Камень-на-Оби – Масляха». Заводит мотор, и мы тихо отходим от берега.
СУЕВА И ХОЛОДНАЯ
Николай Николаевич и Евгений Анатольевич решили, что первым делом необходимо посетить Суеву. Именно устье этой реки чаще всего вдоль и поперек перетянуто сетями. Местным жителям и хорошая моторная лодка для этого не нужна, можно обойтись небольшой резиновой с веслами, чтобы расставить злополучные сети. Как только мы оказались в нужном районе, путь нам преградили коровы, которые, переплывая реку, возвращались домой. «У этих животных есть разрешение, трогать их не будем»,—с улыбкой говорит Евгений Прядко. Продолжаем движение, но теперь плывем медленно, мотор катера практически не слышен. Впереди замечаем резиновую лодку. Мужчина расставляет сети. «Ну вот и первый нарушитель попался!», — констатирует Николай Рахманов. Рыбаку предложили вытащить уже расставленные рыболовные снасти и подплыть к берегу. Мужчина беспрекословно выполняет. Уже на берегу Николай Рахманов и Михаил Ермаков, оперуполномоченный линейного пункта полиции, составляют протокол о нарушении правил рыболовства, выловленной рыбы не обнаружено, однако, сети были изъяты.
Отправляемся дальше, на протоку «Холодная» — район дач «на тополях». Здесь нам повезло больше. Еще одного браконьера застаем врасплох, его сети полнехоньки рыбы. В улове, в основном, караси средних размеров. Если есть рыбка—наказание будет строже. Все по схеме, составляется протокол, сети и рыба опечатываются.
«Путь нам преградили коровы, переплывавшие Суеву…»
Евгений Прядко комментирует: «Весь улов мы изымаем, укладываем в мешок, перетягиваем нитками и опечатываем. Эта рыбка утром отправится в Барнаул на освидетельствование в Госрыбинспекцию, где специалистом будет дано заключение, каким способом она была выловлена. Естественно, определяется ущерб, а впоследствии и наказание браконьеру. Сети мы тоже отправляем в краевую столицу. Проводим после исследований следственные эксперименты на месте вылова данной рыбы. Не все так просто, как кажется, бывает, что вместо карасей и большая щука, и сибирский осетр попадаются, а на его вылов строжайший запрет в любое время года. На сегодня в городе возбуждено 7 уголовных дел на нерадивых рыбаков. Многих, кто промышляет рыболовством, уже в лицо знаем, штрафуем постоянно. Говорят, что семью кормить нечем, дети кушать хотят, но новые сети у них изымаем чуть ли не каждый раз, а они денег стоят. Есть и те, кто ловит ради наживы и выгоды. В пункты приема рыбы они сдают улов мешками. Поэтому контролируем не только водные объекты, но и в «рыбоприемники» без приглашения можем заглянуть».
Пока мы разговаривали с нашим капитаном Евгением Анатольевичем и ждали, когда Николай Рахманов завершит разъяснительную беседу с нарушителем, на реку опустилась кромешная тьма. Когда все вернулись на судно, мы продолжили путь дальше, доплыли до устья Аллакской Суевы. Больше никого не встретили, только лишь заметили на берегу машину, но лодок поблизости не обнаружили. Решили возвращаться в Камень-на-Оби.
Каким же было наше удивление, когда, доходя до устья Каменской Суевы, мы снова наткнулись на «резинку». Мужчина на веслах пытается уйти от нас и не реагирует на просьбы прижаться к левому берегу. Освещаем его светом, было ощущение, что он что-то сбрасывает в воду. Наконец-то мы его прижимаем, его лодка бьется о наш катер. Выходим, смотрим – не наш! Мужчина оказался охотником, но документы ребята все же проверили. Разрешение на оружие в полном порядке, отпускаем его с миром. На полной скорости мчимся вниз по реке. Рыбу и сети, которые мы изъяли у предыдущих рыбаков, оставляем сотрудникам линейного управления, которые уже ждали нас на берегу. Следующим конечным пунктом ночного дозора была Масляха.
«ПОЛЕ ЧУДЕС»
Мы дальше и дальше удалялись от ярких огней города, обращая внимание на моторные лодки, которые были пришвартованы по берегам реки. Они пусты и каких-либо признаков жизни возле них не наблюдалось. Вскоре из виду пропал последний источник света—фонари в Дресвянке. Мы оказались во власти темной воды и призрачных берегов многочисленных островков.
«Глуши мотор! Слушаем!», —скомандовал Николай Рахманов. Мотор затих… мы все принялись вслушиваться, старались уловить малейшие звуки. Вокруг тишина… «Идем вдоль берега, тихо», — продолжал Николай Николаевич. Несколько минут мы слушали и ждали, ждали гостей с сетями… Чтобы рыбаки нас не увидели, на катере не было света и даже закрыли приборную панель. «Сильвер» несло по течению, вдруг встречная волна и яркий свет. Прожектор от проплывающей баржи осветил все вокруг, теперь можно было рассмотреть место, где мы находимся, да и наше месторасположение было рассекречено, пришло время менять точку обзора. Двигаемся ниже по реке, идем в полной темноте. Еще несколько раз мы останавливались, иногда фонарем освещали берега.
«Эту часть реки от Дресвянки до Соколово в народе называют «Поле чудес», — прервал тишину Николай Рахманов. Почему такое интересное название у этого места, нам толком не объяснили, просто рыбаки так называют. Может, там и правда чудеса происходят, а может, просто из-за того, что в этой части реки много маленьких островов, разделенных узкими протоками. Для нас это осталось загадкой. Время уверенно двигалось к полуночи, решили возвращаться домой, пусть и без трофеев. Но не тут-то было, попадаем на «чужую волну», ощущается она очень сильно, нас начало подбрасывать. Заглушили мотор. Отчетливо слышим, как вдалеке по протоке уходит моторная лодка. Мы за ней. Отбиваем светом берега, но никого не видно. Звук стих, вода успокоилась. «Скорее всего, ушли на разливы,— говорит Евгений Прядко,—идем домой». Разворачиваемся и быстро покидаем «Поле чудес».
БРАКОНЬЕР-РЕЦИДИВИСТ
Уже подплывая к городу, на общем собрании участников рейда, надеясь на удачу, решили еще раз посетить Аллакскую Суеву. И не зря! Браконьер-рецидивист, житель Камня, под покровом ночи расставлял сети. Как нам пояснил Николай Николаевич, буквально десять дней назад на него составляли протокол. Он же попадался и весной во время запрета на вылов рыбы. В эту ночь гражданин не успел совершить злодеяние. Сеть ему пришлось собрать, рыбы в ней не оказалось. Все рыболовные снасти у него были изъяты. Не солоно хлебавши рыбаки скрылись из виду. Мы тоже отправились на большую землю.
После рейда многое прояснилось. Государственный инспектор Алтайского отдела рыбоохраны не просто грозит пальчиком нарушителям, а наказывает со всей строгостью. За нарушение правил рыболовства можно схлопотать не только штраф, против вас могут возбудить уголовное дело. Помните об этом, когда в следующий раз решитесь полакомиться «сетевой рыбкой».
Источник: Каменские известия