Переломный момент. Сотрудникам Большереченского рыбоводного завода впервые за долгие годы удалось собрать рекордное количество икры омуля – 120 миллионов икринок. Для сравнения в прошлые годы это число было в два раза меньше. Как удалось добиться таких показателей и какие планы по воспроизводству рыбы есть на ближайшие годы? За ответами на эти вопросы в командировку на территорию Бурятии отправилась съемочная группа программы “Новости”.
Это настоящие ясли для омуля. Икра находится в инкубаторе около восьми месяцев и все это время каждый день требует к себе пристального внимания. Это вода определенной температуры, постоянная циркуляция, чистка от биологического мусора и окаменелостей. Сейчас икра находится в стадии гаструляции – формируется тело зародыша. Период ответственный, любые ошибки нужно исключить. В этом году у сотрудников Большереченского рыбоводного завода работы, наконец, прибавилось. Впервые за долгие годы количество добытых производителей икры увеличилось, а не сократилось. “Мы поменяли участки промысла. То есть исключили те места, где был прессинг браконьерского изъятия рыбы. Мы обошли эти места, поставили ловушки ниже по течению, в устье реки Большой, и тем самым поймали больше производителей”, – рассказал Виктор Матанцев, директор Большереченского рыбоводного завода Байкальского филиала ФГБУ “Главрыбвод”.
В следующем году Большереченскому рыбоводному заводу исполнится 85 лет. Срок работы огромный, все эти годы восстановление популяции омуля здесь не останавливалось ни на секунду. Вот только предприятие за долгие годы работы порядком обветшало. “По линии Минприроды России уже в этом году выделены деньги около девяти миллионов рублей на реконструкцию этого завода. Это только начало. И к 21-му году, думаю, эта сумма будет, соответственно, увеличиваться”, – сказал Александр Малашенко, и.о. начальника управления Федерального агентства по рыболовству.
На следующий год работники завода возлагают большие надежды. Возможно, в условиях запрета на вылов рыбы отлов производителя будет еще более внушительным. Главное, чтобы браконьеры не испортили все планы. Игумен Свято-Троицкого мужского монастыря, расположенного рядом с заводом, рассказывает: раньше отношение к природным богатствам было совсем другим. “Наши предки-монахи, когда рыба шла на нерест, в дореволюционный период даже не звонили в колокола на колокольне посольского монастыря, чтобы рыбу не спугать, чтобы она спокойно зашла на нерест и отнерестилась. Вот такое было отношение в те далекие времена к этому богатству нашего Байкала”, – рассказал Алексей, игумен Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря.
На территории Иркутской области и Бурятии находятся еще два завода по воспроизводству рыбы – Селенгинский и Баргузинский. Но пока они законсервированы. Сейчас идут переговоры по восстановлению Сарминского рыбоводного завода, который раньше находился на территории Малого моря. “Будем вести все к тому, чтобы завод был построен. На начальном этапе, может быть, это будет не полноценный завод, как завод, на котором мы находимся, а будет рыбоводный пункт, на котором будет начата работа по воспроизводству омуля, воспроизводству сига, хариуса, а в дальнейшим, может быть, будет выстроен большой завод”, – сообщил Леонид Михайлик, начальник Байкальского филиала ФГБУ “Главрыбвод”.
Пункт планируют запустить к 2019 году. Рыбоводы области надеются, что все эти меры приведут к увеличению численности байкальского эндемика и ситуацию, наконец, получится переломить.
Источник: Новости АС Байкал ТВ