Увеличить размер бюджетного финансирования на реконструкцию Большереченского и Селенгинского рыбоводных заводов, а также на осуществление научно-исследовательских мероприятий по оценке запасов омуля и улучшению материально-технической обеспеченности научных организаций предложили в Совфеде депутаты Народного Хурала Бурятии.
С этими предложениями на заседании комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в рамках Дней Бурятии в верхней палате ФС выступил председатель комитета Народного Хурала Бурятии по аграрной политике Александр Попов. Депутат рассказал об основных проблемах рыбоводной отрасли республики, требующей в последние годы особого внимания из-за значительного снижения популяции байкальского омуля. Эта рыба, отметил Попов, самый настоящий бренд Байкала, всегда имела существенное промысловое значение. Так, в 2003 году промысловые уловы омуля достигали более 2 тысяч тонн. Однако уже в 2016 году официальный вылов омуля снизился до 580 тонн.
– Причин для снижения популяции не только байкальского омуля, но и других водных биологических ресурсов, немало, – отметил в своем выступлении Александр Попов. – Это и маловодность рек, снижение уровня Байкала, антропогенное воздействие на среду его обитания и самое основное – отсутствие эффективной работы по воспроизводству водных биоресурсов.
По словам депутата, сравнительно недавно Большереченский и Селенгинский рыбоводные заводы выпускали ежегодно по 1,5 миллиардов личинок омуля. В последние годы этот показатель снизился до 200 млн, что не позволяет в полной мере обеспечить восстановление популяции рыбы, в том числе и по причине физического и морального износа мощностей заводов. Уже в 2008 году биомасса омуля впервые опустилась ниже 20 тысяч тонн, а к 2016 году и вовсе достигла отметки всего в 12,6 тысяч тонн. А с 1 октября 2017 года в связи со сложившейся ситуацией приказом федерального минсельхоза был установлен запрет на промышленный вылов омуля.
Между тем, отметил Александр Попов, увеличение запасов омуля напрямую зависит от его искусственного воспроизводства, от модернизации и реконструкции двух рыбоводных заводов. Оба они в настоящее время находятся в оперативном управлении Байкальского филиала ФГБУ «Главрыбвод». Более того, сообщил сенаторам депутат, почти не финансируются работы по искусственному воспроизводству соровых видов рыб – окуня, хариуса, щуки. Причем речь идет не только об озере Байкал, но и о других водоемах Байкальской природной территории.
Александр Попов обратился к сенаторам с просьбой рассмотреть эти предложения для решения актуальных вопросов рыборазведения через правительство России.
– Реконструкция заводов требует серьезных капитальный вложений – на это потребуется, даже без учета стоимости ПСД более 200 млн рублей. Но без этой реконструкции достичь прежних параметров по омулю невозможно, а республика самостоятельно произвести соответствующие работы не сможет. Поэтому и обращаемся в правительство России и Совет Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о финансовой поддержке этих мероприятий, – уточнил глава комитета НХ по аграрной политике.
В итоге члены Совета Федерации поддержали инициативу бурятских депутатов.
Как сообщал ранее Восток-Телеинформ, вопрос запрета на лов омуля в Байкал в ходе Дней Бурятии в Совете Федерации в Москве поднял и председатель Народного Хурала республики Цырен-Даши Доржиев. В условиях введения запрета на лов омуля, отметил он, важное значение принимает развитие такой отрасли хозяйства как аквакультура. В целях замещения промышленной ловли омуля рыбохозяйственным предприятиям нужно предоставить господдержку, в том числе для перепрофилирования. Компаниям нужно помочь в переходе на переработку океанического сырья или соровых рыб, отметил спикер. «Все эти опросы обсуждались на расширенном заседании профильных комитетов Сената и отражены в проекте постановления. Мы очень надеемся, что по итогам сегодняшних мероприятий проект будет принят в полном объеме», – подчеркнул председатель Хурала.
Источник: Восток-Телеинформ