О проблемах и перспективах рыбохозяйственной науки «Русская рыба» поговорила с директором ВНИРО, головного отраслевого института, Кириллом Колончиным.
— Кирилл Викторович, как Вы оцениваете состояние современной рыбопромышленной науки с точки зрения ее эффективности, то есть умения вовремя и качественно прогнозировать состояние рыбопромысловых запасов, фиксировать тенденции миграции рыб. Можно ли было, в частности, предсказать ситуацию с прошлогодней лососевой путиной?
— Роль ФГБНУ «ВНИРО» как головного института отрасли состоит в объединении и координации усилий всей рыбохозяйственной науки. Ее современное состояние в целом можно охарактеризовать как удовлетворительное. Одна из основных ее функций — прогнозирование общих допустимых уловов и рекомендованного вылова, являющихся основой для успешной работы российских рыбаков. В пользу эффективной работы науки и успешности прогнозирования говорят цифры вылова. В 2017 году рыбаки достигли рекордного улова в истории современной России, вплотную приблизившись к 5 млн тонн. В последнее время российские рыбаки занимают первое место в мире по вылову минтая, который составляет более 1,5 млн тонн в год. Немаловажными являются оперативные, так называемые путинные прогнозы, которые наиболее эффективно реализуются посредством участия в работе промысловых экспедиций научных судов.
По результатам лососевой путины можно сказать, что прогноз вылова лососевых на 2017 год в целом был сделан верно. Правильно были определены районы, в которых следовало ожидать снижения вылова, и районы с многочисленными подходами тихоокеанских лососей. Так, опираясь на факторы, определяющие численность формирующегося поколения, в прошлом году прогноз вылова горбуши для Восточного Сахалина был скорректирован в сторону снижения, с 35 до 20 тыс. тонн, а для Северо-Восточной Камчатки и острова Итуруп был сделан прогноз о высоких подходах данного вида. Единственным сложным районом для отраслевой науки в прошлом году оказался Амур, для которого при оценке вылова тихоокеанских лососей не учли влияние катастрофического паводка 2013 года, что вполне объяснимо, так как вероятность повторения такого события в регионе — один раз в 200–300 лет. Его последствием стало резкое снижение объема добычи кеты: при прогнозе в 35,1 тыс. тонн ее вылов составил 26,1 тыс. тонн, или около 75 процентов. Общий вылов тихоокеанских лососей в 2017 г. составил 353 тыс. тонн.
— Насколько, на Ваш взгляд, оправданно существующее количество научно-исследовательских институтов в отрасли? Выполняют ли они поставленные задачи в полном объеме? Или, наоборот, в науке не хватает людей и научных организаций?
— Количество отраслевых научно-исследовательских институтов приведено в соответствие с существующими рыбохозяйственными бассейнами Российской Федерации. Задачи, поставленные в государственном задании, нами выполняются в полном объеме. Внедрение цифровых технологий и современных методов обработки и представления данных позволило ученым уходить от рутины и в большей степени сосредоточиться на исследованиях. Это дало общее повышение эффективности работы рыбохозяйственной науки.
К сожалению, в последние годы сократилось количество экспедиционных исследований. В первую очередь это связано с сокращением финансирования, но главное — это старение научно-исследовательских судов. Это не только физический износ, но и несоответствие параметров аппаратуры для исследований современным требованиям. Нам остро необходимы новые суда, оснащенные по последнему слову техники. Тогда и молодежь потянется в профессию. Где еще можно совместить научный интерес и романтику морских путешествий?
— Как бы Вы оценили подготовку кадров для науки в отраслевых вузах. Чего не хватает современным выпускникам?
— На прошедшем в сентябре в Санкт-Петербурге первом Международном рыбопромышленном форуме на нашем стенде стажировались курсанты профильных учебных заведений и показали себя только с лучшей стороны. Сейчас молодежи доступна любая информация. Нужно лишь правильно себя позиционировать и научиться выбирать действительно нужное. Тот, кто хочет стать специалистом, обязательно им станет. Выпускникам иногда не хватает целеустремленности и смелости в реализации своих планов. Важны не только знания, но и инициатива. Для примера: Михаил Ломоносов пришел пешком из Архангельска в Москву с рыбным обозом и стал великим ученым, академиком. Отраслевая наука видит свою задачу в дальнейшем развитии молодых специалистов, их росте до уровня «асов» отрасли. Для этого во ВНИРО есть все возможности — от курсов повышения квалификации до аспирантуры. Дополнительную лепту в профориентацию молодежи внесет масштабная интерактивная выставка «12 столетий рыболовства России», которую мы сейчас готовим и собираемся представить на втором Международном рыбопромышленном форуме в сентябре 2018 года.
— В каких областях исследования ученых и специалистов ВНИРО пользуются наибольшим спросом: в аквакультуре, переработке, рыбодобыче?
— Существенного сдвига в рыболовстве и обеспечении населения продукцией из водных биоресурсов можно добиться только путем объединения возможностей рыбохозяйственной науки и рыбопромышленников. Предприятиями отрасли востребованы разработки по технологическому нормированию, которые определяют рациональность расхода сырья и оптимальную технологичность потерь при производстве продукции. В 2017 году за разработкой норм выхода продуктов переработки водных биоресурсов в ФГБНУ «ВНИРО» обратилось более 50 рыбодобывающих предприятий Дальневосточного и около 20 предприятий Северного рыбохозяйственных бассейнов. Высокая востребованность научных знаний отмечается и по другим направлениям наших исследований, особенно в оценке запасов водных биоресурсов и в области аквакультуры.
— Расскажите о последних значимых разработках ВНИРО, имеющих практическое применение в рыбохозяйственном комплексе, а также об их пользе для потребителей рыбной продукции.
— Разработка новых и совершенствование традиционных способов и орудий добычи водных биоресурсов позволяют повысить эффективность освоения запасов водных биоресурсов. Так, например, разработан и запатентован бессетевой способ лова сайры. Разрабатывается рыболовная ловушка новой конструкции для облова донных видов рыб, которая исключает нежелательный прилов крабов. Для лова крабов также разрабатывается специальная ловушка, позволяющая повысить эффективность этого вида промысла. В настоящее время остро стоит вопрос сохранения улова от млекопитающих при ярусном промысле. В связи с этим разрабатывается специальная конструкция яруса. Также по заказам рыбопромышленников уже разработаны новые способы лова поверхностных скоплений ценных промысловых рыб. Разрабатываемый во ВНИРО классификатор-справочник способов и орудий добычи биоресурсов будет полезен для планирования деятельности добывающих предприятий отрасли, позволит упорядочить выдачу разрешений на вылов территориальными управлениям Росрыболовства, исключить подмену орудий лова. В отрасли востребованы работы по стандартизации, особенно после вступления в силу осенью прошлого года технического регламента ЕАЭС 040/2016 «О без- опасности рыбы и рыбной продукции». Активно проводится создание доказательной базы к техрегламенту. Только в 2017 году разработаны первые редакции 12 межгосударственных стандартов, в том числе ГОСТ «Пресервы из сардины тихоокеанской (иваси) специального посола». Актуализированный документ позволит предприятиям вырабатывать популярную и востребованную продукцию из нового на сегодняшний день объекта промысла. Кроме того, стандартизаторы проводят большую работу по разъяснению положений технического регламента и активно участвуют в его доработке по проблемным вопросам.
— Какие наиболее значимые проблемы рыбохозяйственной науки Вы могли бы назвать самыми существенными: недофинансирование, устаревшую материально-техническую базу, дефицит кадров, чрезмерную бюрократизацию, тормозящую оперативное внедрение научных разработок?
— Как уже отмечалось, наиболее острой проблемой является старение научно-исследовательского флота. Сейчас проектируется три новых научно-исследовательских судна, но этого объективно недостаточно. В последние годы существует необходимость в увеличении финансирования, которое позволит обновить материально-техническую базу, а также привлечь молодых специалистов. Для скорейшего внедрения научных разработок на базе ФГБНУ «ВНИРО» год назад был учрежден технопарк «Красносельский». Сейчас мы готовы предложить его резидентам наши технологии производства пищевой и специализированной продукции из водных биоресурсов, а также вести совместные разработки. Интерес к этому большой, от производителей детского питания до Минобороны. Мы твердо уверены, что главная задача рыбохозяйственной науки состоит в изменении правил игры в отрасли, где давно не было значимых технологических прорывов.
Источник: журнал «Русская рыба»