Илья Шестаков: Инвестквоты в совокупности с другими стимулирующими мерами позволят создать глубокую и инновационную переработку

Илья Шестаков: Инвестквоты в совокупности с другими стимулирующими мерами позволят создать глубокую и инновационную переработку

На совещании у Дмитрия Медведева руководитель Росрыболовства доложил о проделанной работе и озвучил предложения по поддержке развития современной переработки

Мурманск, 20 апреля 2018 года. – Экономический эффект от уже предусмотренных механизмов поддержки развития переработки помогут усилить дополнительные меры: локализация производства современного оборудования по переработке в России, компенсация затрат на обновление маломерного флота и его увязка на территории с береговыми рыбоприемными пунктами в единую производственную схему, снятие излишних административных барьеров при выгрузке в порту.

О работе, проводимой по модернизации производства рыбной продукции, доложил заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на совещании у председателя Правительства России Дмитрия Медведева, которое состоялось в Мурманской области 20 апреля.

Илья Шестаков рассказал о результатах 2017 года в области переработки и структуре производства. В 2017 году вылов составил 4,9 млн тонн, из них 85% добыто судами рыбопромыслового флота. Из 4,2 млн тонн произведенной в России рыбной продукции, на бортовую переработку в море пришлось более 3 млн тонн.

«В силу особенностей и географии ведения промысла, отечественный вылов неразрывно связан с первичной переработкой уловов на борту судов. В структуре производства преобладает мороженая рыба – на ее долю приходится около 80% вылова. Но технологические возможности флота этим не ограничены, часть судов может выпускать филе, фарш, консервированную продукцию, а также перерабатывать отходы в рыбную муку», – отметил Илья Шестаков.

Традиционно, значительная часть произведенной на судах продукции поступает на экспорт. По результатам 2017 года за границу поставлено 2,1 млн тонн, но финансовая отдача остается относительно невысокой в связи с сырьевой направленностью экспорта. Вывозимая из России продукция в значительной ее части подвергается последующей глубокой переработке для реэкспорта или потребления. Упущенная выгода (вклад в ВВП) для российского бюджета ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.

Для кардинального изменения ситуация приняты поправки в основной отраслевой закон и другие действующие нормативные акты. Один из основных механизмов – выделение квот на инвестиционные цели. Его задача – кратное увеличение доли выпуска рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью. По результатам первого этапа приема заявок на получение инвестквот в 2018 году отобрано или допущено к конкурентной процедуре более 50 проектов по строительству новых рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов. Совокупный объем заявленных инвестиций составил более 130 млрд рублей. Благодаря вводу в эксплуатацию реализуемых проектов к 2025 году ожидается кардинальное изменение в сырьевой модели: производство филе и фарша из минтая и сельди увеличится в три раза по сравнению с 2017 годом, доля аналогичной продукции из атлантической трески и пикши увеличится с 40-50% до 80-90%. Принципиально важно выдержать сроки и качество строительства объектов, некоторые из них не имеют аналогов в российском рыбном хозяйстве. Глава Росрыболовства обратился к руководителям прибрежных регионов оказать инициаторам проектов должное внимание в частия разрешения возникающих вопросов, в том числе современной регистрации, подключения к энергосетям и др. 

Развитию переработки будет способствовать и новая концепция прибрежного рыболовства. За поставку свежих или охлажденных уловов на берег рыбаки (главным образом это малые и средние предприятия), получат надбавку в виде 20% к своей квоте. Таким образом планируется обеспечить загрузку сырьем береговых заводов.

Еще одна мера поддержки глубокой переработки рассматривается в рамках поправок в Налоговый кодекс: прорабатывается возможность предоставления льготы по ставке сбора за пользование водными биоресурсами тем предприятиям, кто поставляет продукцию на внутренний рынок.

Руководитель Росрыболовства обозначил дополнительные меры, которые необходимо предусмотреть для того, чтобы проводимая работа дала больший экономический эффект. «К сожалению, наиболее современные, высокопроизводительные и эффективные виды рыбоперерабатывающего и морозильного оборудования для судов и заводов закупаются за рубежом.  В связи с этим, целесообразно проработать вопрос по локализации на территории нашей страны производства наиболее востребованных в отечественной рыбной отрасли узлов, машин и агрегатов с учетом критериев эффективности и инновационности», – сказал Илья Шестаков. В приоритете также развитие технологии добычи, транспортировки и переработки перспективных объектов промысла, на которые Росрыболовство делает большую ставку в плане роста вылова и обеспечения внутреннего рынка качественной и доступной рыбной продукцией.

Кроме того, необходимо модернизировать портовую инфраструктуру: работа уже ведется в рамках утвержденной в 2017 году Минсельхозом России Стратегии развития морских рыбных терминалов, направленную на создание условий для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. В рамках принятой стратегии выбраны приоритетные точки – Владивосток, Мурманск, Калининград, которые способны создать существенную конкуренцию зарубежным портам-аналогам.

Вместе с тем, необходимо снять излишние административные барьеры при поставках уловов в рыбные терминалы морских рыбных портов. Ключевые ориентиры – скорость регистрации и разгрузки, прозрачность процедур досмотра и сертификации, конкурентная стоимость портовых и логистических услуг. «В большинстве случаев решение в пользу экспорта рыбной продукции рыбаками принимается только на основе имеющегося негативного опыта при доставке уловов в отечественные порты», – отметил Илья Шестаков. Поставка на берег охлажденной продукции для дальнейшей переработки на предприятиях должна происходить максимально быстро и эффективно с точки зрения возможных потерь и ухудшения качества рыбного сырья.

Для обеспечения свежим сырьем нужно предусмотреть поддержку обновления маломерного флота. Потребность отрасли (с учетом выбытия морально устаревшей части флота) может составить до 100 судов. В связи с этим, Росрыболовство предлагает совместно с Минпромторгом России проработать инструменты господдержки пополнения маломерного флота, в том числе прямой компенсации затрат на проектирование и строительство. И, конечно, немаловажно вести работу по стимулированию спроса на отечественную рыбную продукцию – как на внутреннем, так и на внешних рынках. Это системная работа, направленная на повышение качества и доступности продукции, в том числе за счет создания прозрачной и технологичной товаропроводящей цепи, и, конечно, информирование о пользе продукта потребителя.

Источник: Пресс-служба Росрыболовства