С корабля на торг: цену на российскую рыбу снизят с помощью новой онлайн площадки «Рыба из сети»

Современный мир — это возможность купить рыбу прямо из моря через Интернет. На Втором международном рыбопромышленном форуме в Петербурге ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» и ООО «ГК Технологии трейдинга» договорились о запуске IT-проекта «Рыба из сети» (Fish from the Net).

С помощью этой торговой онлайн площадки можно купить рыбу и морепродукты напрямую от рыбака в день вылова, получить товар в своем городе без лишней торговой наценки и следить за объемами добычи всех зарегистрированных российских рыболовов. О продаже прямо с борта корабля Федеральному агентству новостей рассказал начальник ЦСМС Артем Вилкин.

Как работает система «Рыба из сети»?

— Это трейдинговая площадка «ГК Технологии трейдинга», которая существует уже 2,5 года, узкие специалисты о ней давно знают. На ней идут торги, заключаются сделки. Выглядит все максимально упрощенно: покупатель или продавец регистрируется на портале, проходит некоторые проверки и далее может пользоваться всем функционалом.

Мы анализируем проходящие объемы: они очень разные — разбег достаточно большой. Объем торгов в месяц составляет до 1 млрд рублей. Не все эти торги заканчиваются подписанием договоров — в процессе что-то срывается, но такой объем проходит. Мы понимаем, что это покрывает потребности малого и среднего бизнеса, позволяет продавцам выйти на рыбаков и убрать линию посредников, которая составляет большую долю в итоговой стоимости.

Этот механизм, на наш взгляд, должен повлиять на снижение розничной цены. «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» до конца года запустит сервис, через который рыбак сможет передать на площадку отчетные данные об объемах улова, перегрузках, производстве продукции. Так покупатель сможет удостовериться в том, что этот объем морских биологических видов действительно существует, доверие к площадке повысится, а скорость транспортировки улова — увеличится. Эти данные будут доступны только зарегистрированным пользователям системы.

Все рейтинговые шкалы, срез по ценам могут быть полезны и для органов власти, и для рыбаков. Также до конца года наши партнеры по проекту введут еще два важных нововведения в системе: подключится логистика и система платежей. Весь процесс покупки можно будет совершить на площадке: система сосчитает затраты на логистику, а платежная система создаст виртуальный счет и позволит провести оплату. В дальнейшем рыбак сможет выставить часть своего улова на торги через электронный промысловый журнал, через наш портал системы мониторинга — через государственные информационные системы отчета — мы просто взаимоувяжем эти площадки с сервисом «Рыба из сети».

Насколько прозрачны торги в формате онлайн? Кто может следить за ними?

— Участники могут скрыть свои торги или же сделать их публичными — на свое усмотрение. Мы, конечно, владеем этой информацией, но она является коммерческой тайной.

Какого масштаба игроки участвуют в онлайн-торговле?

— Сейчас у нас участвует 920 покупателей и продавцов. Ограничений нет, вопрос связан только с оформлением документов: через нас могут торговать и индивидуальные рыбаки, и рыбопромысловые участки, где работают бригадным методом и добывают довольно большие объемы. И конечно, наша задача — привлечь крупных игроков, потому что чем большие объемы будут выходить на торги, тем больше это скажется на цене для конечного потребителя — на ее снижении, разумеется.

Мы уже давно обсуждаем с представителями государственной власти — Росрыболовством, Минсельхозом — законодательное закрепления обязательной продажи через электронные ресурсы некоторых видов рыбы и морепродуктов или определенных объемов компаний. Это не было сделано до сих пор, потому что не было подходящего технологического решения.

Сейчас мы это решение предлагаем. Оно надежное, хорошо функционирует, и если Росрыболовство и Минсельхоз в этом убедится, мы выступим с законодательной инициативой, потому что рыбакам надо дать толчок для выхода на электронные торги. Я надеюсь, что они потом сами придут в Интернет, потому что это действительно их преимущество.

— Как рыбаки относятся к новым технологиям?

— Вы знаете, спектр рыбацкого сообщества очень обширный, есть продвинутые современные компании, есть обученные технологиям экипажи судов. А есть, к сожалению, рыбаки, которые привыкли работать по-старому, не хотят внедрять ничего нового в свою работу.

Думаю, это как и везде — палитра от самых современных людей до консерваторов. Но в целом мы видим, что рыбацкое сообщество по большей части воспринимает наши инициативы в области информационных технологий и рыбаки даже сами просят нас запустить скорее сервис.

— Могут ли участвовать в торговле через сервис иностранцы? Ведь наша рыба очень привлекательна для экспорта…

— У нас уже сейчас есть заявка на 4000 тонн из Китая, которые, мы надеемся, будут проторгованы на площадке. У наших партнеров запущен проект по развитию торговли с Ираном и Китаем. В работе с иранцами уже подключена логистика: система считает доставку и переводит оплату в валюту. Это очень удобно, потому что участники процесса не задумываются об этих операциях.

Логистика будет очень важна и для наших рыбаков, потому что наш главный вопрос — это как доставить рыбу свежей в центр страны. В 1990-е годы рыбак отправлял улов на берег или, если это на Дальнем Востоке, отдавал иностранцам. Сейчас ситуация меняется: продуманная логистика даст рыбаку почувствовать, что ему не так сложно отправить свой улов в центр страны.

В этом году у нас рекордный улов лосося (более 612 тысяч тонн — самый большой объем добычи красной рыбы за всю историю организованного промышленного рыболовства в России. — Прим. ФАН), но мы столкнулись с вопросами логистики. Весь этот огромный улов нужно выгрузить на берег, переработать, загрузить в холодильники, отправить по стране. Мы решали это штабами ежедневно в ручном режиме. Но в дальнейшем этот процесс должны системно регулировать — и новые рефрижераторные суда, и строительство береговых перерабатывающих заводов, и отработанная логистика.

Источник: ФАН