Начальник ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» Артем Вилкин в интервью TAdviser рассказал об особенностях информатизации рыбопромысловый отрасли.
Развитие ключевой ИТ-системы рыбопромысловый отрасли идет уже порядка 20 лет. Артем Сергеевич, насколько развита информатизация рыбопромысловой отрасли РФ в целом?
Артем Вилкин: Необходимо разделять коммерческую и государственную информатизацию отрасли. Касательно первого, существуют примеры известных рыбопромысловых компаний, которые достаточно активно занимаются у себя внедрением ИТ, у многих созданы специальные подразделения. Мы знаем примеры, когда были созданы аналоги электронного промыслового журнала, позволившие получать оперативную отчётность с судна на берегу и руководствоваться ею в своей хозяйственной деятельности.
Государственная информатизация рыбопромысловый отрасли имеет довольно длительную историю. Развитие ключевой системы – отраслевой системы мониторинга (ОСМ) – идет уже порядка 20 лет. Началось оно в 1999 году, однако истоки были заложены еще в Советском Союзе. На протяжении этого большого периода технологии были разными, поэтому информатизация носит фрагментарный характер.
ОСМ – это стержень рыбопромысловой отрасли с точки зрения информатизации, сбора отчетов, предоставления аналитических материалов, межведомственного и международного взаимодействия.
Один из последних важных проектов в области информатизации рыбопромысловой отрасли – создание портала ОСМ. Почему он называется именно порталом?
Артем Вилкин: Мы отталкивались от аналогии с порталом государственных услуг. Ставилась цель сделать некий единый вход в ОСМ. Исторически эта система развивалась фрагментарно, в ее рамках создавалось большое количество информационных подсистем, развернутых в рамках территориально-распределенной инфраструктуры. С введением портала в эксплуатацию мы получим совокупность сервисов и широкий спектр возможностей для предоставления государственных и коммерческих услуг, а в перспективе – «одно окно» по решению всех вопросов, которые могут возникнуть у рыбака по взаимодействию с государственными органами.
Также портал станет единой точкой обмена информацией, в том числе, в рамках межведомственного и международного взаимодействия.
Что именно можно будет мониторить с помощью портала и зачем?
Артем Вилкин: Портал призван, в первую очередь, решить задачу, связанную с выдачей электронных разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Мы получаем заявку от пользователей в электронном виде, что позволяет им не посещать лично территориальное управление Росрыболовства. В территориальном управлении эта заявка обрабатывается и принимается решение либо о выдаче разрешения, либо об отказе в нём. Но самое интересное – дальше. Разрешение выдается тоже в электронном виде с использованием электронной подписи, всё это пользователь видит в своем личном кабинете. Такое разрешение легитимно, и не требует получения бумажного экземпляра с печатью и подписью территориального управления.
Также у рыбаков появится возможность внесения изменений в разрешение прямо на борту судна. Сейчас оперативное внесение изменений в бумажные разрешения сопряжено со сложностями и несёт дополнительные издержки для рыбопромысловых компаний.
Также, в разработке находится модуль, обеспечивающий процессы отправки заявки и получения электронного свидетельства на техническое средство контроля. Сейчас оно необходимо в бумажном виде.
Кроме того, портал призван оптимизировать, облегчить работу и снизить нагрузку на территориальные управления Росрыболовства. За время создания портала мы уже оптимизировали свою внутреннюю структуру и сократили количество работников. До конца года планируем двигаться в этом же направлении.
Приведу пример. Есть модуль управления расписанием технических средств контроля, это касается позиционирования судов в мировом океане. С централизацией этого сервиса мы сократим количество людей, работающих в круглосуточной службе. Сейчас поток данных по позициям у нас разделён на Дальний Восток и Запад, соответственно, и там, и там у нас существуют службы, работающие с этими данными. Только после поступления в эти центры мониторинга – Западный и Восточный – и обработки они попадают в центральную базу данных ОСМ. Это определённая временная задержка, требующая наличия групп людей, оперативно работающих с этими данными. С централизацией потока все остальные филиалы будут иметь доступ к центральной базе системы мониторинга и получать данные о позиционировании напрямую из неё. Это позволит нам иметь всего лишь одну группу по управлению расписанием, по круглосуточной службе управления спутниковым позиционированием, а не как сейчас, когда их существует две.
Какие ключевые проблемы отрасли призван решить портал?
Артем Вилкин: Самое главное – он позволит избавить рыбаков от необходимости получать разрешения на добычу (вылов) и свидетельства на технические средства контроля в бумажном виде. Сейчас на выходе также модуль по освидетельствованию судов на соответствие международным требованиям по безопасности мореплавания, это мы тоже переводим в электронный вид.
Создан и уже тестируется модуль, связанный со статистической отчетностью, которую должны подавать все субъекты экономической деятельности РФ. Она также переведена в электронный вид. Это же касается и оперативной отчетности, которая введена на ведомственном уровне Росрыболовства в отношении рыбаков. При этом, чтобы рыбаки не ошибались, а это неизбежно при «бумажных» формах работы, в алгоритмах сервисов портала заложен контроль выявления ошибок и несоответствий. Кроме того, при составлении отчетности портал позволяет путем нажатия одной кнопки заполнить отчет на основании ранее поданной отчетности и добавить только новые данные на отчетную дату, что очень удобно.
В какой стадии готовности сейчас находится создание портала?
Артем Вилкин: Можно сказать, что проект в самом разгаре. Аппетит, как известно, приходит во время еды. В самом начале мы думали, что просто решим некоторые задачи, казавшиеся наиболее важными на тот момент. Но затем увидели, насколько положительными были отклики, эффект действительно был налицо, поэтому сейчас у нас долгосрочные перспективные планы по развитию этого проекта. Он изначально создавался как модульный, позволяющий разрабатывать сколь угодно много новых модулей в рамках системы, обеспечивая перевод в электронный вид практически любых услуг.
Мы уже готовы запустить основные модули и ждем только появления необходимых нормативных документов. Запуск привязан к выходу федерального закона, а также связанных с ним подзаконных документов, легализующих механизм электронного взаимодействия.
Как бы вы могли обозначить свои планы по развитию портала?
Артем Вилкин: Помимо того, что запланировано в части развития существующих модулей и появления новых, я бы выделил еще один важный момент портала – это информационная система «Квоты 2019». Вылов рыбы в РФ осуществляется на основании долей квот, закрепленных ранее на 10 лет, в этом году они истекают. Теперь Росрыболовство завершает закрепление долей квот на последующие 15 лет. Закрепление происходит на основе исторического принципа: кто имел определенную долю, тот имеет право на её перезаключение на 15-летний период. В связи с этим в разработке сейчас находится модуль, который с января 2019 года позволит осуществлять все изменения, происходящие с этими долями, в едином информационном пространстве. Появление централизованной системы учета, баланса этих долей сделает процесс внесения таких изменений более прозрачным с полным исключением неправомерных манипуляций, что, как мы надеемся, повысит уровень доверия к нам со стороны рыбацкого сообщества.
Когда последний раз отраслевая система мониторинга проходила глобальную модернизацию?
Артем Вилкин: Таковой, пожалуй, никогда ранее не было. Когда мы принимали решение о разработке портала около 3 лет назад, мы подсчитали, что в системе работает более 55 единиц различного программного обеспечения, разработанного в разные исторические периоды, которое выполняет, в том числе, и параллельные задачи. При этом мы увидели, что на софт нет ни патентов, ни исходной документации, и разработчиков этого софта уже не разыскать. В связи с этим мы сначала приняли решение всё объединить, централизовать, придать легитимность программному обеспечению. Однако, после того как мы начали обновлять софт, пришли и к модернизации инфраструктуры потока данных, к замене «железа». Поэтому можно сказать, что это и есть первая глобальная модернизация ОСМ.
При этом мы не отказываемся от всего, что было исторически разработано. Часть ранее разработанного программного обеспечения, например, встроена в модули портала ОСМ.
По каким критериям выбирался исполнитель проекта по созданию портала ОСМ? Проводился ли тендер? Почему в итоге была выбрана компания «ФОРС»?
Артем Вилкин: Как государственное учреждение, мы выбор партнеров и подрядных организаций осуществляем в соответствии с нормами закона, поэтому проводился открытый конкурс. Основными критериями оценки участников были положительный опыт в реализации похожих проектов, а также наличие трудовых и интеллектуальных ресурсов, чтобы наш партнер мог оперативно справляться с задачами на высоком профессиональном уровне. По результатам рассмотрения заявок участников была выбрана компания «ФОРС». Мы успешно сотрудничаем с ней уже порядка 2 лет.
На базе каких технических решений создан портал?
Артем Вилкин: Портал разработан на базе открытой СУБД PostgreSQL – ее российской версии Postgres PRO и технологиях Java. В качестве сервера приложений используется Tomcat. Для обеспечения безопасности используются сертифицированные средства защиты информации.
Сейчас государство активно продвигает политику импортозамещения, в том числе в области ИТ. Насколько для вас это актуально при разработке и модернизации ОСМ?
Артем Вилкин: Импортозамещение у нас в приоритете. В своей деятельности мы стараемся выбирать российские решения, но, к сожалению, «покрыть» ими все потребности пока невозможно.
С какими проблемами уже пришлось столкнуться в ходе реализации проекта?
Артем Вилкин: Самая большая проблема, пожалуй, это непринятие всего нового. Мы ее испытываем внутри своей организации, когда наблюдаем противодействие со стороны работников. Многие работают с ОСМ очень давно, и, конечно же, они привыкли работать с теми программными продуктами, которые были у них всегда, и что-то новое для них – это вызов, необходимость переобучаться. И такое противодействие мы ощущаем не только внутри, но и со стороны территориальных управлений Росрыболовства, со стороны рыбаков. Но при той активности, которую мы проявляем, объясняя, как надо действовать, большинство людей говорит о том, что портал – это очень хорошо и правильно. Сейчас мы уже слышим пожелания, чтобы портал скорее заработал. В этом году с компанией «ФОРС» мы провели 2 больших открытых мероприятия, куда приглашали всех заинтересованных. Это было и на Дальнем Востоке, и охватывало западные регионы.
Ещё можно выделить проблему, связанную с приведением в соответствие между собой нормативных документов и единых отраслевых справочников, которыми можно было бы руководствоваться при создании системы и её эксплуатации. Однако обе эти проблемы, безусловно, решаемые.
Назовите, пожалуйста, основных пользователей сервисов в новом формате.
Артем Вилкин: Это, пожалуй, все участники рыбохозяйственного комплекса, все субъекты экономической деятельности: рыбопромышленные, добывающие, перерабатывающие компании, и те, кто осуществляет перевозки. Сюда же входят и государственные служащие Росрыболовства. Активными пользователями ОСМ являются Пограничная служба ФСБ России и Федеральная налоговая служба. Поэтому перед нами стоит задача наладить межведомственное взаимодействие на новом, более современном уровне.
Какова здесь роль пограничной службы ФСБ России и ФНС?
Артем Вилкин: Пограничная служба ловит браконьеров или недобросовестных рыбаков. Информация, которую они получают из ОСМ, используется для двух целей: для поимки недобросовестных рыбаков, а также, чтобы не предъявлять никаких излишних требований к добросовестным рыбакам. В свою очередь, ФНС видит объемы улова и, наверное, сопоставляет с тем, какие налоги с этого выплачиваются.
Вы упоминали о том, что уже получаете обратную связь: игроки рыбопромыслового рынка интересуются, когда портал будет запущен в промышленную эксплуатацию. Какая обратная связь и от кого еще приходит? Как она реализована?
Артем Вилкин: Обратная связь приходит от всех участников, кто на сегодняшний день тестирует портал ОСМ среди тех категорий пользователей, которые я обозначил. У нас создана специальная электронная система учета ошибок в работе портала и пожеланий по улучшению тех или иных сервисов. Эти обращения аккумулируются, и ни одно из них не остается без внимания: все замечания мы отрабатываем вместе со специалистами «ФОРС».
В самом начале нашей беседы вы также упоминали про международное взаимодействие. С кем и в каком виде оно осуществляется сейчас? И каковы планы по его развитию с помощью портала?
Артем Вилкин: Обмен различными данными в электронном виде происходит уже сейчас, но пока только с Норвегией, и пока этот процесс не автоматизирован. С другими странами в силу разных причин такого обмена нет, в том числе, по причине отсутствия у них необходимых систем. В наших планах – создать модуль международного обмена, чтобы унифицировать и автоматизировать эти процессы.
Важно отметить, что в других странах в отрасли автоматизированы только некоторые процессы, а наша ОСМ универсальна. Она объединяет в себе и контролирующую функцию, и отчетную, и сервисную. В США, например, в разных штатах есть разные системы мониторинга, которые в большей степени осуществляют государственную функцию по контролю, без информационных сервисов для пользователей. Но такой обобщающей системы мониторинга в сфере рыболовства, как у нас, в других странах мы не знаем.
Источник: Центр системы мониторинга рыболовства и связи