Флот для большой рыбалки запущен в Петербурге

В России запущен процесс создания высокотехнологичного рыбопромыслового флота.

Как мы уже рассказали, до 2030 года на отечественных верфях планируется построить не менее 200 промысловых судов, что позволит на 50% обновить общую мощность отрасли. О ходе реализации этого проекта, его достижениях и проблемах шла речь на II Международном рыбопромышленном форуме, который состоялся в Петербурге.

Флот для большой рыбалки запущен в Петербурге. Гордость рыболовного флота России – крупнейший в мире плавзавод «Всеволод Сибирцев» – снова в строю после длительного отстоя под иностранным флагом. В далеком уже 1989 году это судно и две его «сестры» по заказу СССР построили в Финляндии.

От теории к практике

«Импульс, который даст судостроению инвестиционная квота, по нашим оценкам, приведет к строительству не менее 100 новых рыбопромысловых судов до 2025 года, а до 2030–го это должно быть около 150-200 судов, – заявил заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. – Речь идет о судах, производительность которых на 30 – 40% выше, чем у нынешних. В результате мы планируем на 50% обновить совокупную мощность всего флота».

Стоит отметить, что 80% отечественного судостроения представляют предприятия, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию. Часть из них находится в Северо–Западном регионе РФ, и именно на них сконцентрировались основные заказы на первые суда в рамках инвестиционных квот.

«Наша выручка за 2017 год составила более 325 миллиардов рублей. Основная ее часть – продукция негражданского назначения. Однако меры государственной поддержки дали толчок строительству на российских верфях рыболовецких судов, – подтвердил президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. – И если раньше мы в этом сегменте рассказывали только о своих теоретических возможностях, то сейчас перешли к практической работе. В 2014 году нами не было произведено ни одного рыболовного или круизного судна. Но уже в 2016–м на «Янтаре» состоялась закладка головного траулера–сейнера. А на сегодняшний день в строительстве находится более 38 рыболовецких судов (ряд заказов – в стадии согласования)».

Ближе к потребителю

Благодаря поддержке правительства РФ судостроительные заводы «Янтарь» (Калининград), «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи» (Петербург), а также Выборгский судостроительный завод, который специализировался в основном на производстве ледоколов и судов высокого ледового класса, сейчас занимаются строительством сейнеров и различных рыболовецких судов.

Выборгский завод, к примеру, работает над восемью средними рыболовными морозильными траулерами и шестью средними краболовными судами. «Янтарь» реализует проект по строительству трех средних траулеров-сейнеров. На «Адмиралтейских верфях» полным ходом идет процесс создания шести больших морозильных рыболовных траулеров. «Северная верфь» работает над тремя морозильными рыболовными судами ярусного лова и шестью морозильными траулерами.

В качестве иллюстрации к сказанному: прямо в дни проведения форума на «Северной верфи» состоялась церемония закладки рыбопромыслового судна для экологичного лова рыбы, названного «Марлин» (об этом наша газета уже рассказывала).

Однако, несмотря на видимые успехи, на большинстве судостроительных предприятий полной загрузки пока нет. Кроме того, практически все реализуемые проекты имеют иностранные (в основном норвежские) корни. С точки зрения опыта применения это хорошо. Но при этом появляется серьезная проблема, когда каждый из реализуемых проектов не похож на другой.

«В результате мы строим не серию однотипных судов, а восемь головных, – отмечает Алексей Рахманов. – Мы рады, что эти заказы есть, и с большим уважением относимся к пожеланиям и требованиям нашего заказчика. Но все–таки хотелось бы, чтобы в перспективе мы пришли к реальным сериям из 3-8 однотипных судов, поскольку это значительно снизит стоимость производства, и мы сможем обеспечить своей продукции конкурентную цену. Безусловно, мы отдаем себе отчет, что для разных типов рыб существуют разные методы лова. Но это не значит, что базовая продукция не может быть унифицированной».

Крабы клюют на науку

Серьезная проблема, с которой столкнулась рыбопромысловая отрасль, – недостаток научных данных, на основе которых можно было бы прогнозировать ситуацию в Мировом океане, определять наиболее эффективные способы и районы добычи рыбы, просчитывать, сколько и какие суда будут востребованы через несколько лет.

«Основное место в рыболовстве должно отводиться науке, которая могла бы давать ответы, как различные факторы влияют на состояние запасов Мирового океана, – подтверждает заместитель министра сельского хозяйства РФ руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков. – Но, несмотря на то что отечественной рыбохозяйственной науке уже 100 лет, до сих пор ученые могут либо делать краткосрочные прогнозы, либо объяснять, почему произошло то или иное событие, что неэффективно».

Изменение ситуации возможно при наличии научно–исследовательских судов. Но отечественный научно–исследовательский флот пришел в катастрофическое кризисное состояние. Из 30 судов научного флота Росрыболовства в эксплуатации находится лишь 21 судно, а к концу 2018 года их число сократится до 18. Средний износ флота превышает 80%.

Участники рыбопромышленного форума сошлись во мнении, что без господдержки серьезные морские научные работы в России через четыре-пять лет могут вообще прекратиться. Но, несмотря на то что в данном сегменте существуют готовые концепт–проекты, в постройке нет ничего. По словам Рахманова, судостроительный завод «Северная верфь» готов построить серию таких судов из трех единиц при выделении на них бюджетных средств. Примерная стоимость одного такого судна составляет около 10 млрд рублей. Однако пока вопрос остается в подвешенном состоянии.

Долгая дорога к трескоеду

Еще одна тема, которой было уделено внимание на форуме, – рефрижераторные суда (суда с холодильными камерами для перевозки скоропортящихся продуктов) и все, что касается доставки рыбы до потребителя. На текущий момент средний возраст отечественного флота рефрижераторных судов (так же как и научно-исследовательских) превышает 30 лет. При этом все они невыгодно отличаются от большинства современных специализированных рефрижераторных судов.

Современные суда такого типа должны не только перевозить скоропортящийся груз, но и иметь комфортные условия для экипажа. Кроме того, новой мировой тенденцией является возможность разделения внутренних трюмов на отсеки с разным температурным режимом, что позволит единовременно перевозить разные типы продукции.

«Нам необходимо обновлять наш рефрижераторный флот, построенный по устаревшим технологиям с хранением продукции только в трюмах, и создавать новые суда с возможностью погрузки рефконтейнеров сразу на железную дорогу», – добавил Алексей Рахманов.

В целом потребность в рефрижераторных судах, озвученная на форуме, составляет не менее 10 единиц. При этом уже есть разработанные предварительные эскизные проекты таких судов. Так что при государственной поддержке строительство подобных судов на наших верфях – вполне реальная история.

Что касается модернизации технологий, то в перспективе совершенствоваться будет не только рефрижераторный флот. По мнению экспертов, рыболовные суда будущего превратятся в безопасные, экологичные и «умные» автоматизированные системы с минимумом экипажа, с цифровыми технологиями.

«Если пофантазировать, то, возможно, через 30 лет мы научимся управлять поведением рыбы, а соответственно, наши орудия лова кардинально изменятся. Рыба сама пойдет в нужную нам точку Мирового океана. Появятся беспилотные рыболовные суда», – заглянул в далекое будущее Илья Шестаков.

КСТАТИ

Под наблюдением Российского морского регистра судоходства (РМРС) строятся 148 судов, из которых 20% относятся к рыбопромысловым. В структуре современного российского флота рыболовецкие суда составляют около 30%. При этом их средний возраст превышает 29-30 лет. Такие данные привел начальник управления планирования и маркетинга РМРС Георгий Бедрик.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости