Росрыболовство ожидает, что бюджет в 2019 году наконец выделит средства на строительство научно-исследовательских судов для мониторинга биоресурсов.
Агентство уже в 2019 году планирует приступить к строительству крупнотоннажного судна, а также разработать техзадание и проект среднетоннажного судна, если получит на это дополнительные деньги из бюджета. На 2019–2020 годы госпрограмма по развитию рыбохозяйственного комплекса будет увеличена почти на 4 млрд руб., но вопрос распределения этих средств пока не решен.
Росрыболовство рассчитывает уже в 2019 году приступить к строительству первого научно-исследовательского судна (НИС) при условии получения дополнительных средств из бюджета, заложенных в проекте изменений в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса», сообщили в агентстве. Как следует из проекта госпрограммы на regulation.gov.ru, в 2019 году финансирование будет увеличено на 2,13 млрд руб., до 13,8 млрд руб., в 2020 году — на 1,82 млрд руб., до 13,5 млрд руб. Кроме того, на реализацию программы в 2021 году предлагается выделить 12,2 млрд руб., а в 2022–2024 годах — по 14,1 млрд руб.
О том, что Росрыболовство планирует построить три НИС для работы на Атлантике и Дальнем Востоке, говорил в конце 2017 года глава агентства Илья Шестаков. Он оценивал стоимость одного судна в 10 млрд руб., но тогда денег на их строительство бюджет не дал. В тексте госпрограммы отмечается, что научно-исследовательский флот морально и физически устарел. В 2018 году средний возраст судов достиг 30 лет при сроке эксплуатации 25 лет. Строительство новых НИС позволит получать данные о сырьевой базе «для успешного ведения промысла и наращивания позиций в конкурентной борьбе за мировые рыбные ресурсы». Помимо этих судов для мониторинга биоресурсов, в ближайшие пять лет в рамках нацпроекта «Наука» планируется построить два океанографических судна для фундаментальных исследований.
Как пояснили в Росрыболовстве, там планируют две серии НИС — крупнотоннажных и среднетоннажных. Специалисты ЦКБ имени Алексеева разработали проект крупнотоннажного судна, завершается согласование документации с Российским морским регистром судоходства. В ЦКБ подтвердили, что технический проект разработан и завершается создание конструкторской документации. Судно будет оборудовано для работы в сложной ледовой обстановке, в том числе в Арктике. Проект предусматривает автономный спускаемый аппарат, воздушные и подводные беспилотные аппараты, вертолет для наблюдения с воздуха за промысловыми скоплениями, метеостанция.
Росрыболовство также пытается получить из бюджета дополнительные деньги на строительство среднетоннажных НИС. Предполагается, что техническое задание на их строительство будет разработано головным рыбохозяйственным институтом ФГБНУ ВНИРО в 2019 году, старт строительства запланирован на 2020 год, рассказывают в Росрыболовстве. Подрядчик и проектное бюро еще не определены. Источник в отрасли рассказал, что одним из претендентов на разработку эскизного проекта считается норвежское проектное бюро Skipsteknisk.
Необходимо строительство семи среднетоннажных НИС: одного для Западного бассейна, двух для Северного и четырех для Дальневосточного, говорят в Росрыболовстве. Средняя стоимость судна длиной 65–70 м — 3 млрд руб., длиной 40 м — 1,5 млрд руб. По предварительным оценкам, финансирование программы строительства семи среднетоннажных НИС из пяти судов длиной 65–70 м и двух судов длиной 40 м составляет 18 млрд руб. Строительство трех таких судов предусмотрено в проекте госпрограммы на период 2019–2024 годов. Отдельно Росрыболовство прорабатывает вопрос по малотоннажным судам.
5 февраля общественный совет Росрыболовства обсудит подготовленный проект постановления правительства изменений госпрограммы. Предложенный вариант Росрыболовства по строительству одного крупнотоннажного и трех среднетоннажных судов с учетом острой необходимости строительства нового флота — «оптимальный», говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. Но, подчеркивает он, нужно разобраться, точно ли хватит предлагаемого объема дополнительных средств в госпрограмме на строительство судов и нет ли риска заморозить деньги и не получить суда. Господин Зверев напомнил, что в 2010 году такая ситуация уже была и недостроенный корпус исследовательского судна до сих пор стоит и ржавеет на Хабаровском заводе.
Источник: Ъ