С докладом о проделанной работе и перспективах развития отрасли выступила главный научный сотрудник ТИНРО, доктор биологических наук Галина Гаврилова.
У аквакультуры в Приморском крае большое будущее, но важно понимать с какими трудностями столкнулись реально работающие хозяйства, и как именно развивать это направление в регионе. Специалистами ТИНРО была проанализирована многолетняя деятельность предприятий марикультуры, работающих в заливе Петра Великого. Ученые оценили методики и технологии выращивания, применяемый на аквафермах посадочный материал и объемы товарной продукции, а также рассмотрели разного рода риски.
На юге региона занимаются разведением приморского гребешка, трепанга, мидий, устриц, а на востоке выращивают ламинарию. Основной посадочный материал для беспозвоночных хозяйства получали на плантациях в заливеПетра Великого, исключение составляла молодь трепанга, которую с 2010 г. поставляли с разных заводов Приморья. «Например, в заливе Посьета товарная продукция гребешка за 15 лет превысила 4 тыс. тонн, – рассказывает Галина Гаврилова. – Это больше, чем его изъятие за весь период многолетнего промысла. Рост продукции произошел за счет реализации одного из потенциальных свойств вида – высокой плодовитости. Благодаря размещению на акватории залива субстратов для оседания спата выживаемость сеголеток гребешка значительно увеличилась».
В целом, условия воспроизводства на юге Приморья позволяли периодически получать неплохие урожаи посадочного материала коллекторным методом. Научный анализ показал, что выживаемость молоди гребешка при донном культивировании в разных районах различается, более высокие показатели достигаются при расселении на дно уже годовалых моллюсков, после промежуточного подращивания в коллекторах и садках.
Специалист отметила сразу несколько ключевых факторов и рисков – природных, антропогенных и технологических, – которые могли повлиять на результативность работы. «Опыт работы хозяйств показал, что без своевременного расселения в садки получить большое количество посадочного материала не удается из-за отсутствия необходимых материалов и людских ресурсов, – отметила Галина Гаврилова. – При промышленном культивировании тех же двустворчатых моллюсков важно оценить необходимое и достаточное количество посадочного материала для того, чтобы избежать убытков. Но сделать это в условиях применения коллекторных технологий достаточно сложно».
Исследования также показывают, что при слишком высокой численности сеголеток в общем объеме отсаженной молоди выживаемость уменьшается (хотя нельзя исключать и влияние браконьерства). Массовое расселение сеголеток гребешка на дно имеет и иные последствия – это приводит к сосредоточению хищников, прежде всего, морских звезд в районе донных плантаций. В различные годы в Приморье происходили массовые оседания молоди морских звезд, которые приводили к потерям урожая спата гребешка.
Вместе с тем, существует и социальная группа рисков. К ней можно отнести территориальные споры и законодательные проблемы. Примеров территориальных споров в Приморье немало, например, в 2007 г. в бухте Рейд Паллада, на плантациях не были выполнены работы, из-за перекрытия проезда к береговой полосе соседним арендатором, поэтому хозяйство не смогло изъять и реализовать 216 тонн товарного гребешка.
В 2013 г. после принятия закона об аквакультуре из-за отсутствия утвержденных методик и разрешительных документов хозяйства не могли легально изымать и реализовывать продукцию. В результате снизились объемы добычи. Кроме того, до сих пор идут споры о возможности заниматься марикультурою на особо охраняемых природных территориях.
Также нельзя сбрасывать со счетов и другие риски: кроме морских звезд урожаю могут угрожать водоплавающие птицы, что часто имело место на мидийных установках, также бывали случаи потери продукции в результате разрушительного воздействие тайфунов, которые, по оценкам ученых, случаются приблизительно раз в три года.
«Судя по географии аквакультуры на юге Приморья, большинство участков размещены на мелководье, в то время как расширение промышленного культивирования моллюсков возможно только в глубоководных районах, площадь которых больше, а вероятность органического загрязнения – ниже», – считает Галина Гаврилова. – «В заливе должно развиваться не только прибрежное, но и удаленное от берега морское фермерство. В свою очередь, это предполагает развитие соответствующего оборудования плантаций и флота для их обслуживания», – делает вывод эксперт.
Ученые отмечают, что для дальнейшего развития марикультуры должен следует всерьез озаботиться мониторингом хозяйственной деятельности акваферм и экосистемы залива. «В первую очередь, отраслевая наука должна без проблем получать данные для анализа, этот вопрос надо решать на региональном уровне с привлечением ассоциаций марикультуры. Со всеми вопросами по развитию марикультуры аквафермеры приходят в ТИНРО, причем нередко уже после самостоятельного неудачного опыта», – подчеркнула Галина Гаврилова. Важную роль в создании новых технологий аквакультуры должен сыграть научно-производственный центр марикультуры на острове Попова.
Кроме того, необходимо систематически проводить работы по изучению влияния плантаций на экосистемы бухт, которые требуют целевого финансирования. «Нельзя дожидаться критических ситуаций в марикультурных районах, так как цена вопроса слишком высока, – резюмировала Галина Гаврилова. – Эффективность эксплуатации аквакультурных территорий возрастет при региональном планировании в соответствии с современными концепциями комплексного управления прибрежными зонами».
Источник: ТИНРО