Против стихии – трезвый расчет

Почти 70 суток дежурил в Баренцевом море спасательный буксир Росрыболовства «Мурманрыба». На днях он вернулся в родной порт.

В рейс судно вышло дней за десять до Нового года. Однако меньше всего члены экипажа думали о связанных с ним торжествах. Как сказал капитан Руслан Делевин, все праздники – только дома.

Как выручали спасателя

Кстати, и самый популярный тост у спасателей такой: «Чтобы все тревоги были только учебными!». Но обычно об этом можно только мечтать. Вот и нынче почти сразу же запросил помощи мурманский траулер, на котором серьезно заболел моряк. Его пришлось в шторм пересаживать на борт «Мурманрыбы», а затем везти в Ура-Губу, где пациента уже ждала скорая помощь.

А потом морская непредсказуемая судьба и вовсе отколола коленце: в Ура-Губе пришлось выручать саму «Мурманрыбу». На якорь судна намоталась почти 90-метровая цепь, намертво прикрепленная другим концом к тяжеленной швартовой бочке и затонувшему глубоко на грунте катеру. Ох и помучились моряки, пока вызволяли якорь своего буксира от этой почти 8-тонной тяжести. Трудились круглосуточно, провозились с 30 декабря по 1 января. Так что «под елочку» не веселились, а работали действительно в поте лица. И все же в конце концов стряхнули железную махину.

Но не успели выдохнуть, как подоспело другое задание: снять тяжелобольного члена команды с иностранного транспортного судна. Однако в условиях бушевавшего январского шторма сделать это не получилось. Катер так подкидывало у борта транспорта, что переправить на него человека, у которого возникли проблемы с сердцем, не удалось. Тогда мурманские спасатели сопроводили судно до входа в Кольский залив, откуда моряка благополучно доставили в береговую клинику.

И почти сразу поступило новое задание – отбуксировать в Мурманск транспортное судно «Маркус», у которого после отправки в рейс вышел из строя главный двигатель. Кстати сказать, очень неуютно морякам в разгар шторма услышать зловещую тишину на своем корабле, когда замолкает неумолчный гул главного двигателя. Тогда корабль швыряет в водной круговерти как щепку, и вся надежда – только на спасателей.

– Довели «Маркус» в порт и больше в наступившем году аварийных ситуации пока, слава богу, не было, – отметил капитан.

Нет выбора для моряка

В море потомственный моряк Руслан Делевин ходит с 1992 года. Его отец более 30 лет отдал работе в траловом флоте. Ходил на промысел матросом, затем боцманом. С матросов начинал и Руслан Ярославович. Начинал в рыбопромысловом флоте, а потом, в 2000 году, перешел на работу в спасательный отряд. Окончив среднюю мореходку имени Месяцева, дорос до капитана.

– Что вас так прочно держит на спасательных судах? – спрашиваю у него. – Романтика?

– Романтика – это для первоклассников, – не задумываясь, говорит он. – В борьбе со стихией нужны прежде всего трезвый расчет и холодная голова.

Как-то раз в руки жены капитана попало видео, снятое в рейсе членом экипажа. Судно мотылялось в штормовом урагане, как спичечный коробок. Картина была не для трепетных натур… Тогда супруга Руслана Ярославовича долго спорила с ним: не пора ли поискать работу на берегу? Но убедить не смогла: для настоящего моряка тут нет выбора – море неизменно побеждает.

Всегда на острие

Работа спасателей – всегда на острие опасности. Они приходят на помощь, когда корабль терпит бедствие и экипаж не может справиться с ним самостоятельно. Любой ошибочный шаг, неправильный маневр может стоить жизни морякам сразу двух судов – попавшего в беду и спасательного буксира. И тут как нигде важно, чтобы все механизмы судна-спасателя работали четко и без сбоев. За этим на «Мурманрыбе» следит стармех – Андрей Фомин.

Когда он поступал в Мурманскую мореходку, на судомеханический факультет был самый высокий конкурс. Попасть на судоводительский тогда было гораздо легче. Как и капитан Делевин, Андрей Владимирович Фомин сначала отходил в море на рыбаках. Но едва подвернулась возможность перейти в аварийно-спасательный отряд, тут же сделал это. И ни разу не пожалел.

Конечно, здесь к механической службе особые требования. Работа «машины» должна быть безупречной. В постоянной готовности находится второй двигатель, проверяются в работе все системы и механизмы, тщательно выполняются требования пожарной безопасности.

– Стараемся постоянно держать все в чистом и рабочем состоянии, – оценил работу своей службы Андрей Фомин.

Слаженные действия экипажа – важный фактор успеха На «Мурманрыбе» случайных людей практически нет, такие здесь не задерживаются. Год только начался. Но ведь зимний период в северных морях – самый опасный и штормовой, спасатели постоянно должны быть начеку.

– В этом году бог миловал, с начала января аварий было немного, – прокомментировал обстановку в море заместитель начальника ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ» Василий Воробьев. – Промысловые суда стали работать в море лучше, с большей ответственностью. Если в прошлые годы в море в январе было по три-четыре аварийных ситуации, то в нынешнем всего одна. Это не может не радовать.

Источник: Мурманский вестник