На прошедшем под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева заседании Координационного совещания по обеспечению правопорядка в РД среди прочих была обсуждена тема противодействия незаконной добыче (вылову) водных биологических ресурсов в Дагестане.
Детально о проводимой работе в данном направлении рассказал начальник Пограничного управления ФСБ России по РД Алексей Буеров. Он отметил, что на эффективность деятельности управления по противодействию браконьерскому промыслу существенное влияние оказывают географические условия: наличие в северной части Каспийского моря значительных площадей камышовой зоны с малыми глубинами является фактором, определяющим специфику действий браконьеров. Несанкционированный спуск на воду и выход в море, использование ими малогабаритных средств, как правило, оснащенных моторами высокой мощности, возможно на протяжении всего побережья.
В этих условиях пограничной службой в значительной степени пересмотрена тактика применения сил и средств управления на море. В частности, положительно зарекомендовала себя практика применения пограничных моторных лодок, способных выполнять поставленные задачи на мелководье, работают мобильные группы из числа сотрудников, уполномоченных осуществлять государственный контроль в этой сфере.
Итогом проводимой работы стало изъятие более 10 тысяч метров незаконно установленного орудия лова, уничтожение 2 браконьерских баз-стоянок, составление более 250 протоколов об административных правонарушениях. В результате противодействию организованной преступной деятельности на морском направлении в 2018 году пресечены 7 каналов поставки незаконно добытых водных ресурсов из Дагестана в центральные регионы страны и СКФО, канал контрабанды водных биологических ресурсов из Казахстана в Россию. Из незаконного оборота изъято более 22 тонн водных биоресурсов, в том числе более 17 тонн осетрины, более 5 тонн рыбы частиковых пород на сумму вскрытого фиксированного ущерба государству более 40 млн руб. Выпущено в естественную среду обитания более 2 тысяч экземпляров рыб осетровых видов. Задержано и арестовано более 100 маломерных судов, свыше 160 транспортных средств, участвовавших в противоправной деятельности. Возбуждено 49 уголовных дел, осуждено 19 человек.
В целом, по словам докладчика, проблема сохранения биоресурсов Каспия решается во взаимодействии с МВД по РД, Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой, Западно-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, а также с зарубежными компетентными структурами. Так, ежегодно в период нереста рыб осетровых видов проводятся совместные с казахстанскими и азербайджанскими партнерами мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности, охране водно-биологических ресурсов в акватории Каспия.
«Вместе с тем сохраняет актуальность вопрос о повышении эффективности межведомственного взаимодействия, координации и согласованности действий всех заинтересованных правоохранительных и контролирующих органов республики», – подчеркнул Алексей Буеров.
Комментируя, Владимир Васильев остановился на преобразованиях, произошедших в законодательстве в данной сфере: «Вы подчеркнули, что произошли изменения в части уголовного законодательства, а именно в части 1 статьи 258. То есть, на сегодняшний день проблемы с реагированием на браконьеров в правовом поле нет: мы можем изымать, конфисковывать – законодательная база работает. Что касается правового статуса Каспия, то этот вопрос решен на уровне государств: на саммите глав 5 Каспийских государств была принята конвенция, где особая роль отведена освоению биоресурсов моря, для сохранения которых действует ряд документов, в том числе и продлен запрет на коммерческий отлов осетровых. Важным является и сокращение с 1 июля этого года мест приема улова с 64 до 33. Очевидно, что такие действия позволят эффективнее контролировать улов. Однако надо помнить и об интересах рыбаков, подумать об улучшении условий на этих причалах».
Продолжил тему министр природных ресурсов и экологии РД Набиюла Карачев: «Для того, чтобы на побережье Каспийского моря была рыба, мы должны заниматься аквакультурами. Мы этому уделяем очень большое внимание: введено в эксплуатацию около 18 тыс га прудов, запущены мальки. Боле того, мы начали строить современные заводы по выращиванию форели на реке Сулак. При этом хотелось бы привлечь внимание к такой проблеме: есть приказ Минсельхоза РФ о том, что от Махачкалы до южной границы республики можно ловить рыбу почти круглый год. Но есть период нереста – с 15 апреля до 15 июня, когда вообще нельзя ловить рыбу осетровых пород. Однако в это время на рынках республики можно спокойно ее найти. Над этим надо совместно работать, помня, что море наше – не бездонная бочка».
Кроме того, в рамках совещания была озвучена инициатива о закупке двух маломерных судов, которые будут заниматься выловом кильки. Ее переработку также планируется производить на территории республики.
«Прошу принять к сведению все прозвучавшие предложения и замечания. У нас хороший потенциал, большой ресурс. Спасибо, Артем Алексеевич, что Вы работаете над этим. Надо подумать о финансировании этих инициатив. Средства, небольшие, но есть. Как только мы начнем добывать кильку – предприниматели сами придут вкладывать деньги, мы же при этом получим хорошую налоговую базу. Хочу привлечь внимание всех руководителей к этой интересной теме. Что касается присутствия рыбы осетровых пород на рынках в неположенные сроки, то, по сути, – это серьезный урон будущему поголовью. Давайте нанесем по браконьерству на Каспии серьезный удар, привлечение неограниченных сил я обещаю обеспечить», – обратился к коллегам Васильев.
Источник: Западно-Каспийское ТУ Росрыболовства